22 октября 2018 23:45

Холсты на память

Музей Оренбургского региона пополнился картинами о стальной магистрали

Журналисты «Призыва» побывали в миниатюрной художественной галерее и познакомились с творчеством потомственного работника ЮУЖД.
На одной картине грузовой состав преодолевает мост через реку, на другой – локомотив ВЛ10 ждёт зелёный сигнал на перегоне. А вот дымящий ретро-поезд, ежегодно катающий ветеранов Южно-Уральской магистрали в преддверии Дня Победы. Есть и сюжет, не свойственный нашей дороге: состав выезжает из тоннеля, слева гора, справа обрыв с деревьями на самом его краю и бескрайнее озеро. А между ними стальные пути. Художник не подписал картину, но изображение очень похоже на участок знаменитой Кругобайкальской железной дороги.

Несложно догадаться, что автор этих картин – работник магистрали, причём очень увлечённый своей работой. Действительно, Лев Ильинский проработал на железной дороге 36 лет.

Хранитель музея Татьяна Медведева рассказывает, что Ильинский пришёл на стальную магист­раль по стопам отца, который после переезда в Оренбург со станции Саксаульск Актюбинской области трудился главным бухгалтером 21-й дистанции пути Оренбургского отделения ЮУЖД. Лев отучился в железнодорожной средней школе, а затем поступил в Актюбинский техникум железнодорожного транспорта МПС СССР. По распределению оказался на Казахстанской железной дороге, работал дежурным по станции Бай-Хожа, а затем возглавил её коллектив.

– Чуть позже Лев Борисович поступил в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, – сообщает Татьяна Павловна. – Вскоре перевёлся на Оренбургское отделение, которое в те годы относилось к Куйбышевской магистрали, стал дежурным по станции Каргала. В 1967 году окончил институт и получил квалификацию инженера путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Тогда перешёл на должность поездного диспетчера отдела перевозок.

Трудовая книжка подтверждает, что работал Лев Ильинский на славу. Получал поощрения и награды за инициативную работу по экономии топлива, обеспечение безопасности движения, хорошую организацию работы смен, ввод в график пассажирских поездов, выполнение ответственных заданий руководства дороги, условий социалистического соревнования и даже за участие во Всесоюзном соревновании по сети дорог СССР.

– В 1980 году Постановлением Министерства путей сообщения Ильинского наградили знаком «Ударник десятой пятилетки», в 1984 году – ме­далью «Ветеран труда», – приводит факты Татьяна Медведева. – Лев Борисович не был безучастен к общественной жизни коллектива. В качестве общественного инспектора он прилагал большие усилия для обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы на станциях отделения.

Кроме того, Ильинский был дружинником, занимался охраной общественного порядка. Коллеги отмечали, что он отличался чувством ответ­ственности и был настоящим патриотом времени, в котором жил.

Живописью он занимался с детства. Первую картину написал ещё в школе, после чего увлёкся творчеством на всю жизнь. В то время получить профессиональные художественные навыки не удалось, и он реализовал детскую мечту позже. В 1978 году, заочно без отрыва от производства, прошёл двухгодичный курс отделения станковой живописи и графики факультета изобразительного искусства Народного университета искусств.

– Как человек целеустремлённый, Ильинский никогда не останавливался на достигнутом, по­стоянно совершенствовал своё мастерство, – утверждает хранитель музея. – Он был одним из первых членов созданного в 1977 году клуба художников-любителей Оренбуржья. Его работы регулярно участвовали в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, проходивших в городе, на железнодорожных предприятиях, в Доме культуры железнодорожников «Экспресс». Кроме того, Лев Борисович устраивал встречи с молодёжью, пропагандируя изобразительное искусство. В 1985 году за участие в выставке, посвящённой 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, его наградили медалью лауреата Всесоюзного смотра художественного творчества.

Железнодорожную династию продолжил его сын Владимир. Именно он подарил музею множество картин отца.

– Три работы Лев Борисович отдал нам ещё при жизни, и они хранились у нас в основном помещении музея, – сообщает Татьяна Медведева. – Теперь же здесь целая галерея, ею могут любоваться все, кто посещает Дом культуры «Экспресс».

Кстати, картины посвящены не только железной дороге. Лев Ильинский очень любил природу родного края и изображал её красоты в своих пейзажах. Вот сосновый осенний лес, зимняя берёзовая роща, а вот небольшой пруд освобождается ото льда под первыми весенними лучами. Смотришь на эти картины и лишний раз убеждаешься, что наши железнодорожники очень творческие люди, и отдыхаешь душой.
Марина Паниковская