23 апреля 2018 22:33
фото: Вячеслав Аванесов

Малютка с «коромыслом»

Экономический эффект за 2017 год от работы модернизированной машины составил более 200 тысяч рублей.
Гору щебня, выгруженного из вагонов, за короткое время она приберёт по-хозяйски, да ещё и наведёт на выгрузочном пути примерный порядок. Так отзываются о новинке рабочие Курганской ПМС №172. Именно они пригласили журналиста посмотреть на неё в работе. Да вот незадача: пока я добирался до станции Утяк, где вовсю трудится новаторская МКСМ (малая коммунально-строительная машина), разгрузка балласта уже закончилась. Машина мирно «отдыхала» у одного из складов. Но мне удалось поговорить с умельцами и с их помощью разобраться в нехитрой идее приспособления. Кстати, на станции её в шутку прозвали «коромыслом». Внешне похоже – стальное приспособление имеет вытянутую форму.

Как пояснил исполняющий обязанности начальника технического отдела ПМС-172 Дмитрий Шмаков, местные новаторы – машинист экскаватора Александр Кирх­геснер, газоэлектросварщик Евгений Долгих и наладчик ЖДСМ Николай Макаренко – предложили простой, но оригинальный «рецепт». Они взяли мини-погрузчик (которых, к слову, немало в хозяйствах РЖД и на городских улицах, их успешно используют в качестве многофунк­циональных «дворников»), изготовили для него трёхшвеллерную стальную раму и жёстко закрепили её в ковше. Новое навесное оборудование позволяет гораздо быстрее разбивать глыбы смёрзшегося балласта и убирать щебень как изнутри вагона, так и с головки рельса.

Машинист экскаватора Александр Кирхгеснер, управляющий этой машиной, говорит, что для воплощения идеи в жизнь умельцы использовали «неликвид», то есть попросту металлический лом. Новинка успешно прошла испытания, оказалась неприхотливой в работе и одновременно «выносливой». И к тому же принесла предприятию существенную экономию! Если бы не она, процесс выгрузки щебёночного балласта затянулся бы на длительное время. Ведь при выгрузке щебёночного балласта из полувагонов рабочим необходимо зачистить поверхность люков, убрать щебень внутри кузова и закрыть люк. При этом на концах шпал и внутри колеи выгрузочного пути порой образуется гора щебня, которая мешает осаживать вагоны с места выгрузки. А если работы идут в дни оттепелей, то внутри вагонов образуется слой смерзшегося балласта. Его приходится разбивать вручную, с по­мощью лома. А машинка с «коромыслом» способна справиться с этой задачей быстро и очень просто.

Курганская ПМС №172 хорошо отработала лето. В последние осенние дни рабочие также отремонтировали чётный путь участка Шадринск – Качусово. Весной работы на перегонах продолжатся. Путейцы займутся укладкой бесстыкового пути. Стальные плети завезены, осталось только выполнить сварочные работы. А хозяйственный двор буквально ежедневно пополняется щебнем, который совсем скоро пойдёт в дело. На базах Утяк, Курган и Замараево уже запасли более 150 тысяч кубометров щебёночного балласта. Железнодорожники хорошо понимают: каждый зимний день «кормит» день летний. Благодаря небольшой машинке с «коромыслом» они обрабатывают полувагоны за более короткое время, и они уходят обратно в карьер. Очень важная экономия!

– Уверен, новаторская мысль будет работать и дальше, – говорит Дмитрий Шмаков. – Надеюсь, будущие идеи наших рационализаторов также облегчат труд и повысят качество выполнения работ.
Вячеслав Аванесов