23 апреля 2018 22:33
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Анатолий Шулепов

«Бережливые» итоги года

Пять тысяч проектов и более миллиарда рублей экономии – таковы результаты работы, проделанной в Компании в рамках выполнения программы проектов «Бережливое производство» в 2017 году.
– Спасибо за огромную работу, – сразу поблагодарил участников итоговой видеоконференции заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

А благодарить было за что: в 2017-м сумма экономии, полученная в Компании от реализации «бережливых» проектов, перешагнула миллиардный рубеж! Это произошло впервые с момента начала внедрения ЛИН-технологий в отрасли. Сергей Кобзев также перечислил лидеров среди дорог и структурных подразделений. Среди магистралей самых внушительных успехов добились «октябрята» – здесь получили порядка 358 миллионов рублей экономии. Среди хозяйств в лидерах локомотивщики, на их счету 335 миллионов рублей.

В то же время главный инженер ОАО «РЖД» отметил, что разрыв между показателями лидеров и аутсайдеров – то есть тех, кто оказался в конце «экономного» списка – пока остаётся весьма значительный.

– По некоторым хозяйствам – в десятки раз! Считаю, в 2018-м нам надо серьёзно сократить этот разрыв. Нужно сделать всё, чтобы сумма экономии от внедрения «бережливых» проектов выровнялась и составляла не более 5–7 процентов между занявшими первое и последнее место. Что касается общесетевого показателя, то, считаю, надо поставить цель сэкономить порядка 1,7 миллиарда рублей, – озвучил дальнейшие планы Сергей Кобзев.

Он также поставил задачу обращать особое внимание на поиск проектов, которые способны принести быструю, буквально в течение года, отдачу.

Главный инженер ЮУЖД Анатолий Храмцов озвучил вопрос, который, пожалуй, волнует людей на местах более всего:
– Сегодня все филиалы Компании работают в условиях бюджетного дефицита. В этой связи, считаю, действующая система изъятия экономического эффекта по реализованным проектам улучшений не стимулирует, а, наоборот, мотивирует на сокрытие реально получаемых эффектов от реализуемых проектов. Поэтому предлагаю всю экономию от проектов оставлять в бюджете структурных подразделений региональных дирекций для самостоятельного использования этих средств.

Анатолий Храмцов также предложил создать в системе проектного мониторинга специальный раздел для размещения мультифункциональных проектов узловых рабочих групп.

– Для нас это вопрос не праздный. От инициативности узловых рабочих групп зависит многое, однако их работу пока сдерживает ряд факторов, в том числе – сложности с «разделением» экономического эффекта, – пояснил Анатолий Михайлович.

Так, в текущем году на станции Орск по инициативе узловой рабочей группы был реализован мультифункциональный проект «Сокращение непроизводительных потерь за счёт увеличения критической массы поезда назначением Оренбург до 6500 т для локомотива серии 1,5 ВЛ80». В итоге критическая масса состава была доведена до 6530 т, а средняя длина поезда увеличилась до 75 условных вагонов. При этом уменьшился ежесуточный остаток вагонов назначением на Оренбург с 34 до 10 единиц. Количество отправляемых поездов на Оренбург снизилось с 666 до 645 поездов, и, соответственно, сократилось число локомотивных бригад для их доставки к месту назначения. Полученный экономический эффект – почти 780 тысяч рублей – целиком попал в «копилку» Дирекции тяги (сумма сложилась за счёт экономии электроэнергии на тягу поездов и фонда оплаты труда).

Кстати, вопросы расчёта и учёта эффектов, как технологических, так и экономических, полученных от реализации проектов, волнуют сегодня многих. Поэтому участники совещания предложили – наконец-то! – разработать в отрасли единую методику этих расчётов. Они также высказали серьёзные претензии к отдельным пунктам положения о сетевом «бережливом» конкурсе: по мнению главных инженеров нескольких дорог, они являются «несправедливыми». В ответ на это начальник Центра построения и развития бережливой производственной системы Сергей Старых пообещал, что в ближайшее время будет подготовлен вариант, учитывающий замечания с мест.
Марина Пономарёва