17 июля 2018 12:09
фото: Анатолий Шулепов

Управление гневом

Как легко выходить из конфликтов и повысить коммуникабельность? Оказывается, общаться с людьми помогает развитый эмоциональный интеллект. О том, как «прокачать» эту важную в современном мире характеристику, рассказали на обучающем семинаре в Челябинском институте путей сообщения.
Организаторами встречи стали студенческий профком ЧИПС УрГУПС и молодёжный совет Дорпрофжел ЮУЖД.

– Что такое эмоциональный интеллект (ЭИ), почему это важное качество лидера, как его воспитать в себе, применять в жизни и быть более успешным? Сегодня вы всё это узнаете, – задала тему председатель студенческого профкома института Ксения Фирсова.

Специалист отдела внеучебной и воспитательной работы ЧИПС Надежда Амирова, выступившая спикером семинара, рассказала, чем отличаются люди с развитым эмоциональным интеллектом от других.

– EQ – эмоциональный коэффициент, по аналогии с IQ – это способность понимать свои и чужие эмоции, – сообщила спикер. – Обычный интеллектуальный коэффициент позволяет поступить в институт или на работу. Но чтобы получать удовольствие от того, что ты делаешь, развиваться и строить карьеру, важно быть грамотным в эмоциональном плане. Особенно уровень ЭИ важен для руководителей, поскольку они должны воодушевлять коллектив, быть его лицом и вести за собой.

Вместе со специалистом слушатели разобрали структуру эмоционального интеллекта. Его важное звено – социальная чуткость, или эмпатия – умение ставить себя на место другого человека. Ещё одно качество – самоконтроль, то есть понимание того, какая реакция последует за определённым словом или поступком. И самое главное, управление отношениями – умение с помощью эмоциональной чуткости влиять на взаимодействие с человеком.

Участникам семинара предложили сделать шаг в развитии EQ сразу же, на семинаре. Всем раздали ручки и листочки. В течение минуты ребята писали ответы на вопросы: когда со мной людям легко, а когда сложно; что я делаю, чтобы облегчить трудную ситуацию? Писать можно было всё, что приходит в голову. В процессе мозгового штурма у многих родились полезные мысли: до этого мало кто задумывался о том, как сделать процесс коммуникации проще. Когда участники сами для себя ответили на вопросы, Надежда Амирова поделилась советами.

– Во-первых, важно не оценивать человека, а исследовать его, то есть понимать причины, почему он поступает так, а не иначе, – объяснила она. – Нужно уметь в своей речи отделять оценку от наблюдения. Не стоит вешать на кого-то ярлык, у каждого действия всегда есть свой мотив. К тому же оценочные суждения плохи тем, что вызывают лишь защитную реакцию, а нам полезнее конструктивный диалог. Кроме того, важно уметь поддержать точку зрения другого, даже если вы не согласны, а также научиться объяснять поведение людей не их характером, а поступками.

– Когда мы говорим: «Этот студент тянет до последнего», это оценочное суждение. Оно не позволяет нам объяснить суть проблемы, – сообщила Надежда Амирова. – Обоснование появляется, когда мы перефразируем так: «Этот студент начинает готовиться к экзаменам накануне вечером». Если мы говорим человеку об этом недостатке, приводя наблюдение, он не будет защищаться, а скорее объяснит причину своих действий.

На семинаре подробно разобрали упомянутый выше параметр эмоционального интеллекта – эмпатию. Важно понимать, как и на какую фразу отреагирует собеседник. То же самое и в обратном случае.

– Когда, к примеру, начальник говорит, что вы плохой, потому что сделали что-либо неправильно, у вас непроизвольно появляется чувство вины, которое забирается глубоко внутрь, и весь день идёт насмарку, – объяснила Надежда Амирова. – Но это не значит, что руководитель действительно хотел унизить лично вас. Чаще всего главный посыл в том, что вы испортили конкретное дело, и если исправить допущенную ошибку, отношения наладятся. Надо это понимать и не ставить на себе крест.

Эмпатия – полезное качество и в личных отношениях. Например, когда вас называют «неисправимым эгоистом», в этом, вероятно, кроется необходимость человека в заботе с вашей стороны. По словам спикера семинара, высшая степень эмпатии – это когда даже в самой грубой претензии удаётся рассмотреть скрытый смысл и понять истинный посыл.

Также спикер посоветовала не оскорблять оппонента в ответ, а раскладывать ситуацию по полочкам, не уронив при этом его самооценку.

– Когда собеседник видит, что вы смотрите в глубь проблемы, он чувствует себя раздетым в эмоциональном плане и понимает, что уже над вами не властен. У вас больше внутренней силы, – рассказала Надежда Амирова.

Чтобы наглядно показать, как работает ещё один параметр эмоционального интеллекта – управление отношением, участ­никам показали отрывок из мультфильма «Мадагаскар». Здесь жираф Мелман собрался умирать и ждал своего часа в погребальной яме. Но тут к нему пришёл король Джулиан и завёл разговор о том, чего бы он сам хотел сделать перед смертью. Затем спросил о тайных желаниях Мелмана. Король убедил жирафа в том, что раз уж ему уже нечего терять, стоит рассказать о своих чувствах бегемоту Глории, которую он любил всю жизнь. Джулиан, как герой с развитым эмоциональным интеллектом, смог поднять самооценку жирафа настолько, что тот не только передумал умирать, но и улучшил свою жизнь.

– Сумев понять жирафа, король заставил проникнуться его благодарностью к себе, – подвела итог Надежда Амирова. – Итак, лидер с развитым EQ – это всегда хороший психолог, способный расшифровать «эмоциональный код» и распознать истинные эмоции, которые, возможно, сам собеседник не осознаёт. Поэтому он легко обнаружит попытки манипуляций и может им воспрепятствовать.
Марина Паниковская