25 апреля 2018 19:04
фото: Наталья Лукьянчикова

Властелин числа Пи

Александр Беляев про мозг, тренинги и подарки железнодорожникам

Тренер, руководитель Клуба интеллектуальных технологий, челябинец Александр Беляев в своё время прославился на всю страну, сумев установить российский рекорд. За полтора часа с небольшими перерывами Александр воспроизвёл по памяти и написал 2500 знаков числа Пи. До этого рекордным в России считалось перечислить 2000 знаков, после запятой, а мировой рекорд по непроверенным данным составляет 40 тысяч знаков. Для этого рекорда Александру понадобился месяц подготовки, мел и школьная доска.
О том, как развить свою память, научиться быть эффективным менеджером и чему Александр сможет научить железнодорожников, наше интервью.

– С чего началось ваше необычное увлечение?

– С книги Виктора Пекелиса «Твои возможности, человек», в которой рассказывалось об интеллектуальных возможностях человека, о работе творческих коллективов, о том, как развивать память, интеллект, объяснялось, что такое ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, и т.д. Пекелис был журналистом, он, как многие журналисты, глубоко в этой сфере  разбираться не стал, но он сделал главное – зажёг меня. Я решил развиваться в этой области и поехал учиться в Москву в школу Эйдетики доктора педагогических наук Игоря Матюгина. Он сначала занимался психологическими методами совмещения человека и технических приборов самолёта, а затем на основе известных с древности методов придумал свой метод развития памяти и основал школу, которая пользуется широкой известностью в России и за рубежом. 

Вернувшись  в Челябинск, я выяснил, что многие учебные заведения города активно участвуют в программе «Шаг в будущее», в которой серьёзное внимание уделяется технологиям развития памяти, логики и ТРИЗ. Директор первой гимназии Галина Филипповна Мишарина предложила мне подготовить учеников этой гимназии к конкурсу. За две недели мне отобрали умных ребят, я усиленно занимался с ними, и они, первый раз участвуя в «Шаге», сразу же заняли все три призовых места. После этого я стал готовить ребят из разных школ. Сегодня 80 процентов детей, которые занимают в городе призовые места по ТРПЛ (технология развития памяти и логики) и ездят в Москву на конкурсы, мои ученики.

– Но это было только начало?

– Потом я открыл свой центр, стал набирать детей и взрослых. Первый курс, который мы продолжаем проводить до сих пор, это «Развитие памяти, внимания и воображения». Это очень хороший интеллектуально-развивающий курс, который я рекомендовал бы пройти каждому интеллигентному человеку хоть раз в жизни, особенно если он учится, планирует учиться или занимается самообразованием. Задача курса – научить людей учиться, чтобы они узнали, что такое память, как она работает и чего мы можем достичь тренировками. 

Затем я стал  тренировать команды по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Это направление тоже дало свои положительные результаты: дети очень хорошо выступали, занимали призовые места. 

Следующий мой шаг – работа с будущими ораторами. Ораторское искусство у нас в основном преподают актёры и режиссёры, но они обучают сценической  речи, тому, как красиво и эмоционально произносить чужие слова. Ещё, бывает, этот курс ведут филологи. Они знают, где правильно поставить ударение, и, по сути, дают углублённые уроки русского языка. Всего этого показалось мне недостаточно, и я разработал собственный курс, основанный на логике. Логику у нас теперь вообще не изучают, поэтому, когда мы, например, смотрим ток-шоу, в котором спорят люди, слушать их порой просто невыносимо. Сергей Поварнин ещё в начале XX века написал прекрасную книгу «О теории и практике спора», но её никто не знает, а жаль. У нас  сейчас популярно вести себя, как Жириновский. Он спорить не умеет, а своего добивается скандалами и криками. Я учу, как готовиться к выступлениям, психологически настраиваться, логически выстраивать свою речь. 

– Знаю, что вы не любите определение «эффективный менеджер».

– Сегодня понятие «эффективный менеджер» приобрело горько-ироническую окраску. Эффективный менеджер – зачастую это человек, который не умеет созидать и заботится только о своей выгоде. А мне бы хотелось, чтобы эффективным менеджером был руководитель, который любит и понимает своё дело, внимателен к своим сотрудникам и создаёт реальный, нужный продукт. Для всего этого надо иметь мощный интеллект, память, воображение и обладать нужными знаниями, то есть постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Эффективный менеджер легко и умело справляется с любыми конфликтами, которыми наполнена наша жизнь. Мы конфликтуем сегодня постоянно: в поликлиниках, учреждениях образования, на железнодорожном транспорте, в услугах, в семье. Но никого не учат, как их разрешать, поэтому я разработал целый курс по конфликтологии, он очень актуален.

– Вы учите людей запоминать большие объёмы информации. А не перегрузит ли это память?

– Перегрузить наш мозг в принципе невозможно, это очень мощный биокомпьютер. Абсолютное большинство из нас не сталкиваются с задачами такой сложности, которые могут наш мозг утомить. Люди устают не от того, что они выполняют интеллектуальную работу, а от тех эмоций, которые они испытывают, когда её делают. Ты устаёшь не от задачи, а от того, что тебе скучно её решать или ты не успеваешь, не можешь сделать так, как задумывал, а может, вообще не видишь смысла в этой деятельности. Тогда работа превращается в каторжный труд. Вспомните царя Сизифа, который поднимал камень в гору. Работа его ещё и потому очень трудна, что бесполезна. А когда нам занятие нравится, утомление наступает значительно позже.

– А для чего необходимо развивать память? Многих вполне устраивает существующий её объём.

– Все знают, что, если хочешь продлить жизнь, надо правильно питаться, делать зарядку, много ходить. Но немногие знают, что, если хочешь жить долго, важно уделять внимание мозгу. Доказано, что люди, которые занимаются интеллектуальным трудом, живут дольше. Причём необходимо чередовать интеллектуальные занятия. Кто-то пишет на работе, но не считает, другой рисует, но не пишет и так далее. Наша работа всё равно какого-то определённого профиля. Это напоминает тренировку в тренажёрном зале, когда мы правый бицепс качаем, а всё остальное не работает. Я бы рекомендовал всем, кто хочет жить долго, практиковать разнообразные интеллектуальные занятия, шахматы, изучение иностранных языков, кроссворды и, конечно же, общеразвивающие интеллектуальные тренинги вроде нашего курса «Развитие памяти, внимания и воображения», «Технологии творческого мышления» и других. К тому же они ещё и просто очень интересные.

– Вы сказали, что хотите сделать железнодорожникам подарок. В чём он заключается?

– Я очень люблю читать и прочитал много книг, особенно биографий. Хочется делиться своими знаниями и наработками. Сегодня у меня почти готова книга, в которой я собирал лайфхаки (полезные советы), взятые из мемуаров и биографий великих людей. Я считаю, что ценность её как раз в том, что советы и рекомендации даю не я, а Сергей Королёв, Юрий Гагарин, Лев  Толстой, Александр Покрышкин. Также много интересного можно почерпнуть в художественной литературе. Увлекательно учиться у Шерлока Холмса, Штирлица, Тома Сойера. Я преследую две цели: во-первых, рассказываю о том, что можно использовать в биографиях интересного для себя и даже технологичного, чтобы стать эффективнее. А во-вторых, говорю о наших героях, о людях, сделавших Россию великой страной. Меня удручает, когда молодые ребята, участвуя в диспутах на моих занятиях, приводят в пример кого угодно: Стива Джобса, Нейла Армстронга, Опру Уинфри, Эдиссона, но только не реформатора Столыпина, супераса Великой Отечественной войны Покрышкина, авиаконструктора Туполева, великого маршала Рокоссовского. Третью часть книги хочу дополнить советами и приёмами наших земляков – преподавателей, руководителей, инженеров, учёных, военных.

Историй у меня собрано немало, и сегодня в газете «Призыв» мы опубликуем одну из историй из моей книги, а в дальнейшем железнодорожники смогут прочитать их в новой постоянной рубрике «Тайны интеллекта».
Татьяна Гончарова

Про заборы, рекорды и суперприём Тома Сойера

Все помнят, как Том Сойер в воскресный день получил задание покрасить забор. Как тяжело было у него на душе! Ему хотелось играть, а не работать, он боялся насмешек других ребят. Не сразу, но он нашёл решение,  и результат превзошёл все ожидания. 

Том всем своим видом стал показывать, как ему нравится красить забор. Он красил, потом отходил, смотрел со стороны, любовался или критически оценивал, а потом продолжал свою работу. И делал это так заразительно, что все его знакомые ребята просто не могли устоять от такого искушения – хоть немного, но поводить кисточкой по вертикально поставленным доскам. Наверное, у всех нас хоть однажды возникало желание, глядя на то, что делали другие, тоже приняться пилить, красить, печь и т. д.  

Том заразил своим энтузиазмом своих товарищей и, как истинный представитель нации торговцев и предпринимателей, не только выполнил поручение, но и существенно на этом «разбогател».

…К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши. Кроме вещей, о которых мы сейчас говорили, у него оказались двенадцать алебастровых шариков, обломок зубной «гуделки», осколок синей бутылки, чтобы глядеть сквозь него, пушка, сделанная из катушки для ниток, ключ, который ничего не хотел отпирать, кусок мела, стеклянная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котёнок, медная дверная ручка, собачий ошейник – без собаки, рукоятка ножа, четыре апельсиновые корки и старая сломанная оконная рама.

Том приятно и весело провёл время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя извёстки! Если бы извёстка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.

Так в чём же секрет успеха Тома Сойера? Он сделал два открытия:
1. Сам того не ведая, открыл великий закон, управляющий поступками людей: для того чтобы человек страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, нужно, чтобы эта вещь доставалась ему как можно труднее. 

2. Работа – это то, что мы обязаны делать, а игра – то, что мы делать не должны.

И от себя могу добавить: идея, энтузиазм – заразительны.

Приём «Тома Сойера» – это классическое воплощение тризовского приёма «обрати вред в пользу», который он продемонстрировал в «традиционном американском виде». Не просто решил проблему, а ещё и заработал!

Приведу ещё пример в подтверждение вышесказанного. Второй беспосадочный перелёт из СССР в США по маршруту: Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (Калифорния, США), в результате которого были установлены два мировых рекорда дальности по прямой (10148 км) и ломаной (11500 км) линиям (в том числе 5500 км над океанами), совершённый за 62 часа 17 минут. Перелёт проходил 12–14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа – полковник М.М. Громов, второй пилот – майор А.Б. Юмашев и штурман – военинженер 3-го ранга С.А. Данилин.

Аэропорт в Сан-Диего не смог их принять из-за плохой погоды, так что местом их посадки оказалось поле ранчо. Советские пилоты переживали, что нанесли ущерб американскому фермеру. Однако тот моментально сориентировался: обнёс самолёт лёгким забором, на дорогах установил указатели и стал продавать билеты «на просмотр советского самолёта». Также он догадался купить много маленьких бутылочек и с разрешения экипажа разлил в них оставшееся топливо самолёта. Бутылочки с советским топливом прекрасно продавались. Фермер отлично заработал, обратив неожиданно случившийся в его жизни вред не просто на пользу, а сделав его несомненной удачей в своей жизни. 
А выводы каждый сделает сам.
Александр Беляев