14 декабря 2018 09:05

Поющий сюрприз из подпола

120 лет назад на станцию Кыштым прибыл первый поезд. С того времени многое здесь поменялось: люди, технология работы, поставщики. Сегодня она относится к станциям второго класса.
Недавно её возглавил новый начальник Илья Юнусов. А дольше всех – 19 лет – здесь проработал Александр Чёрный. Молодого человека распределили на Челябинское отделение. В 1981 году он прибыл в Маук дежурным по станции. Спустя шесть лет переехал в Кыштым и стал сначала заместителем начальника по оперативной, потом по грузовой работе. А в 1988 году был назначен начальником станции и проработал вплоть до 2007 года.

– Когда заступил на должность, задачи были самые разнообразные, – рассказывает он. – В то время была цель объединить все предприятия. Каждый, грубо говоря, дул в свою дудку, а если что-то произошло, сваливали вину друг на друга.

Бывший руководитель отмечает, что со временем количество людей существенно сократилось. Когда он пришёл на станцию, штат движенцев был 154 человека, а сейчас осталось 35. Но два парка Северный и Южный сохранились. Почти 20 лет назад объём работ составлял по 1500 вагонов погрузки и выгрузки. Сейчас эти цифры заметно упали, так как производственных предприятий в городе осталось мало – около трети. Одним из знаменательных событий для станции стала реконструкция вокзала. 

– Первое здание было деревянное и уже изрядно обветшало и совсем утратило привлекательный вид. Держалось иск­лючительно на подпорках. Кроме того, спустя пятьдесят лет стали появляться перебои в работе кабельного оборудования, – рассказывает Александр Чёрный. – Было решено провести реконструкцию. 75 процентов вложенных в строительство средств выделил город, четверть  – Южно-Уральская железная дорога. Старый вокзал был снесён в 2003 году, а в 2005-м на этом же месте уже вовсю блестело новое здание. 

Вокзал удался на славу и по праву стал одной из достопримечательностей города. С масштабной стройкой связана и удивительная находка. Когда стали вскрывать пол, под деревянным настилом обнаружили настоящий колокол, пуд с лишним весом. Выяснилось, что этому колоколу более ста лет, у него удивительно чистый «голос», потому что в сплаве около 80 процентов серебра. Говорят, что один челябинский охотник за раритетом предлагал за него автомобиль, но ценную реликвию не отдали. Место ему нашли подходящее. Теперь он украшает помещение нового вокзала.

В декабре этого же года на станции был запущен первый пост ЭЦ. Вся станция переведена на новое управление. Блочная централизация, новое релейное помещение и оборудование. Работа была проведена большая и существенно улучшила показатели станции. Раньше всё делалось вручную, а теперь в одно нажатие кнопки.

Много внимания уделялось и социальной сфере. Так, при Чёрном получили заветные квартиры более 90 семей железнодорожников. 

С получения квартиры началась работа на станции Веры Братищевой. 

В Кыштым она приехала вслед за мужем из Смоленской области. «Думала, едем в город, а оказалось, большая деревня». 

Муж работал вагонником, и тогда семье удалось получить квартиру с печным отоплением без особых удобств. Но для них своё жильё стало целым цар­ством.

– Однажды выйдя на улицу с детьми, встретила замначальника станции. Наудачу поинтересовалась насчёт работы. Предложил должность весовщика, я и согласилась, – рассказывает Вера Михайловна. – На станции было таких всего четыре-пять человек, разгружали вагоны. Если вагон сборный, то приходилось за раз просматривать по 30–40 документов. На пакгаузе (закрытое складское помещение для кратковременного хранения коммерческих товаров. – Ред.) отработала восемь лет. Тогда зимы холодные и снежные были, не то что сейчас. Валенки подшивали сами, брали на несколько размеров больше, прокладывали внутри газетами, заматывали ноги тряпками. Тулупы тоже были большущие. Вот так оденемся, закутаемся и идём работать. Было такое ощущение, что если упадешь, то уже не поднимешься.

Братищева потом работала приёмосдатчиком, старшим приёмосдатчиком, приёмосдатчиком первого класса, а позже перешла в акторозыскное дело­производство.

– Один случай помню до сих пор. При выдаче не обнаружили одного ящика с ценным грузом в Озёрск. В это время к станции подъехала машина. Вышли люди, которые, ничего не объяснив, сказали, что надо ехать в город, – вспоминает Вера Михайловна. – Испугалась, не могу ничего понять. Подождали ещё мою коллегу и поехали в город. Потом только выяснили, что нужна кровь для переливания женщине, а мы почётные доноры. А мы уж подумали, что за ящиком приехали.

Будучи на пенсии, она не оставляет железную дорогу и занимает должность председателя совета ветеранов. Вера Михайловна отмечает, что про ветеранов на станции не забывают и уделяют им должное внимание. 

В прошлом году удалось организовать отдельное помещение для совета ветеранов. Железнодорожники не один год хотели иметь свой уголок. Теперь создают там уют «всем миром»: кто стол, кто стулья принесёт, кто посуду.

Сейчас в планах у ветеранов создать музей станции. А сегодня активисты уже начали работу над другим проектом – историческим фотоальбомом.

Справка
В девятнадцатом столетии большой победой в развитии магистрали стало сооружение Самаро-Челябинской дороги, которая соединила Южный Урал с центром страны. Ввиду изолированности горнозаводской линии было необходимо соединить южные районы Урала с северными. В 1891 году инженер Палкин заканчивает изыскательские работы будущей железной дороги Екатеринбург – Кыштым – Челябинск. Работы по сооружению земельного полотна на Кыштымско-Челябинском участке вёл подрядчик В.И. Лепинин. До наших дней станционную будку на выезде из Кыштыма называют «Лепиниха». 

По завершении нового пути Екатеринбург – Кыштым – Челябинск, обеспечивающего связь с Северной железной дорогой, поезда последовали на Урал только через Кыштым. На этой ветке было построено десять железнодорожных станций. К тому времени Кыштымский горный округ был одним из крупных на Урале. Тогда вся продукция вывозилась на конных подводах за 80 вёрст к реке Уфе, на заводскую пристань, где её грузили на барки «Коломенки». А потом караван судов направлялся по рекам Белая, Кама, Волга и в течение шести-семи месяцев добирался до места сбыта продукции. С вводом в действие железной дороги Челябинск – Кыштым – Екатеринбург эта трудоёмкая операция ушла в прошлое. 15 октября 1896 года (28 октября по старому стилю) на станцию Кыштым прибыл первый паровоз, который положил начало регулярному движению.
Наталья Лукьянчикова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31