25 апреля 2018 19:28
фото: Анатолий Шулепов

Чем прославимся?

Положение с обеспечением безопасности движения поездов в ноябре не улучшилось

При снижении количества отказов технических средств всех категорий на 13 процентов, а 1-й и 2-й категорий – на 10 процентов общее количество событий, связанных с нарушением правил безопасности движения, увеличилось на 43 процента.
– В очередной раз приходится констатировать, что руководителями дирекций, служб и в первую очередь – предприятий не принимаются меры по снижению уровня аварийности в своих подразделениях, – подчеркнул начальник дороги Виктор Попов. – В октябре на дорожном селекторном совещании был детально рассмотрен анализ допущенных в текущем году сходов подвижного состава при маневрах. Данный вопрос также был поднят при подведении итогов работы за 10 месяцев в связи с допущенными в октябре на дороге пятью случаями сходов. Но ситуация не изменилась. В ноябре на станции Оренбург опять допущено два схода при маневрах, а с начала года их уже 16 , в то время как за весь 2014 год их было всего семь. Складывается впечатление, что руководители предприятий не слушают, о чём говорится на селекторных совещаниях. А если слушают, то не доводят обстоятель­ства и причины нарушений безопасности движения до подчинённых, не принимают мер по исключению подобных случаев.

Так, 11 ноября при производстве маневровой работы на станции Оренбург (ДС Станислав Фильченко) на ручном стрелочном переводе допущен сход двух колёсных пар вагона-лаборатории связи. Причина банальна: составитель поездов после перевода стрелочного перевода не убедился в прижатии остряка к рамному рельсу и не закрепил его на запорную закладку. Сопутствовали сходу неочистка стрелочного перевода от снега работниками Оренбургской дистанции пути (ПЧ Иван Трифонов), а также отсутствие контроля со стороны командного состава станции Оренбург за соблюдением технологии проведения маневровых передвижений по нецентрализованным стрелочным переводам и формальное выполнение нормативов личного участия в обеспечении безопасности движения поездов.

– Если бы это был один случай, можно было бы сказать «всякое бывает», – прокомментировал Виктор Попов. – Но  аналогичный случай, как говорится «один в один», был допущен 26 октября на тракционных путях локомотивного депо Орск. Мы так скоро первое место на сети займём по количеству сходов на тракционных путях и в других закоулках! 

Третий месяц подряд не выходит из зоны критики хозяйство электрификации и электроснабжения, где в ноябре общее количество отказов технических средств, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло более чем в три раза, а 1-й и 2-й категорий – в 4 раза.

– Отмечу, что это единственное хозяйство, допустившее рост отказов 1-й и 2-й категорий по итогам работы за 11 месяцев, – подчеркнул Виктор Попов. – И отказы мы уже не штуками, а разами меряем!  

В качестве примера начальник дороги привёл случай, произошедший 1 ноября на перегоне Усть-Катав – Яхино Бердяушской дистанции элект­роснабжения (ЭЧ Эдуард Гизатуллин), когда из-за провисания усиливающего провода, подготовленного к демонтажу, допущено повреждение токоприёмника электровоза грузового поезда. В очеред­ной раз причиной явилось отсутствие технического надзора за работой подрядной организации АО «ФоратекЭнергоТрансСтрой». В результате поезд задержан на 2 часа, а ещё 12 грузовых поездов – почти на 14 часов. 

– Снова наш знаменитый «Форатек», – возмутился начальник дороги. – Никто, как всегда, за ним не смотрит. А зачем? Подумаешь, сломали панто­граф!

Не улучшается положение с обеспечением безопасности движения поездов в вагонном комп­лексе. 

– Видимо, наши вагонники думают, что хорошими делами прославиться нельзя! – прокомментировал ситуацию Виктор Алексеевич.

В итоге в ноябре допущено 30 случаев отцепок вагонов от грузовых поездов из-за нагрева буксовых узлов (в 2014 году – 20), что составляет 88% от всех событий, допущенных в ноябре. Из них 3 случая со сдвигом буксы, 1 случай – с перекосом буксы. 

Не повышается качество подготовки грузовых поездов, и в первую очередь тормозного оборудования, на ПТО эксплуатационных вагонных депо, о чём свидетельствуют практически ежедневные остановки поездов по срабатыванию тормозов, из них 4 случая в ноябре классифицированы корпоративными нарушениями.

29 ноября из-за искрения в составе поезда на входных стрелках станции Каргала остановлен грузовой поезд. При осмотре у одного вагона на трёх колёсных парах выявлены навары от 3-х до 60 мм, на одной колёсной паре ползуны от 3-х до 3,5 мм. Причиной явилась неисправность воздухораспределителя, невыявленная работниками пункта технической передачи вагонов (ПТП) станции Новосергиевская эксплуатационного вагонного депо Оренбург. Как результат, чётный путь перегона Газовая – Каргала был закрыт для осмотра на 1,5 часа, после чего было выдано предупреждение об ограничении скорости до 40 км/ч до проведения проверки пути средствами дефектоскопии, которое действовало почти 6 часов. Следствие – задержка шести грузовых поездов на общее время более 11 часов, пригородного поезда на 1 час. 

Всего, по словам начальника дороги, по предварительным итогам работы за 11 месяцев превышены установленные правлением компании целевые показатели безопасности движения: в Дирекции по ремонту пути и Южно-Уральском филиале акционерного общества «ФПК» на 26%, а в ремонтном вагонном депо Магнитогорск акционерного общества «ВРК-1» в 3,7 раза. 

– Но остальным руководителям дирекций и служб не стоит обольщаться. Если рассматривать выполнение целевых показателей с учётом так называемых корпоративных нарушений, которые учитывались событиями на момент установления целевых показателей безопасности движения, то превышение задания на 34% допущено в Дирекции инфраструктуры, в том числе: в хозяйстве пути на 17%, вагонном хозяйстве на 63%, хозяйстве автоматики и телемеханики в 4 раза, Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин – в 3 раза. 

Превышение целевых показателей на 87%, с учётом сервисной организации ООО «СТМ-Сервис», произошло в локомотивном комплексе. 

– При установленном задании не более 113 нарушений допущено 211. Из них 202 нарушения по причине некачественного ремонта локомотивов. Отмечу, что за аналогичный период прошлого года из-за неисправностей локомотивов было допущено 203 нарушения. Это говорит о том, что качество их ремонта не улучшается, – подвёл итог начальник дороги.
Татьяна Гончарова