10 декабря 2018 20:20

Екатеринбург – Челябинск

Спустя 120 лет железнодорожная линия выходит на новый виток своего развития

Так хорошо знакомый нам путь от Челябинска до станции Екатеринбург через Аргаяш, Кыштым и Верхний Уфалей начал строиться в 1894 году. В тот год 27 августа в Челябинск прибыл министр путей сообщения Аполлон Кривошеин. После молебна и благословения на работы началась укладка линии железной дороги длиной 225 вёрст.
Строилась она, прежде всего, с целью соединить изолированную от остальной сети Уральскую горнозаводскую железную дорогу, основной ход которой шёл по линии Пермь – Екатеринбург, с Транссибирской магистралью.

Железнодорожная линия появилась по тем временам чрезвычайно быстро – не прошло и полутора лет! Уже к 1 декабря 1895 года по ней было открыто движение, а в ноябре 1896-го она была присоединена к Уральской железной дороге.

Кто же стоял за успехами грандиозного строительства?

Прежде всего – грамотные инженеры, имевшие к тому времени богатейший опыт. Начальником изысканий и работ по сооружению Западно-Сибирской и Екатеринбург-Челябинской железных дорог был назначен проверенный инженер и строитель Константин Михайловский. Под его руководством возводился знаменитый Александровский мост через Волгу у Сызрани, строился тысячекилометровый железнодорожный подход к Транссибу Самара – Уфа – Златоуст. Именно он провёл железную дорогу через Челябинск и впоследствии стал первым почётным гражданином нашего города. Константин Яковлевич блестяще справился с постройкой первого звена Великого Сибирского пути. При этом было обеспечено сокращение расходов против сметы на несколько десятков миллионов полновесных золотых рублей.

Ученик Михайловского Александр Ливеровский в 1894 году работал начальником дистанции пути от Челябинска до Аргаяша. Он войдёт в историю как первоклассный инженер-путеец, изыскатель, мостостроитель. Некоторое время Ливеровский даже занимал пост министра путей сообщения Временного правитель­ства в 1917 году.

Также большой вклад в строительство линии Екатеринбург – Челябинск внесли выдающиеся инженеры Николай Тихомиров и Николай Гарин-Михайловский. 

Рельсовый путь соединил чугуноплавильные и железоделательные заводы Уфалея и Кыштыма, раз и навсегда решив проблему вывоза готовой продукции. Недалеко от станции Маук находился знаменитый Каслинский завод. Общая стоимость всех работ по постройке Екатеринбург-Челябинской железной дороги составила 6 202 639 рублей 85 копеек.

В результате появления веток Екатеринбург – Пермь, Екатеринбург – Тюмень и Екатеринбург – Челябинск разрозненные очаги рудодобывающей, топливной и металлургической промышленности Урала были объединены в единый хозяйственный узел. Кроме того, создание железнодорожного сообщения позволило решить проблему продовольственного снабжения развивающегося региона, так как обеспечить себя продуктами собственного производства на малопригодных для земледелия землях Урал не мог. Наконец, был создан просторный транзитный коридор через Екатеринбург для нарастающего движения товаров из Сибири в Европейскую Россию и обратно.

Несмотря на большие перспективы от постройки новой линии, открывавшиеся для развития края, событие это, если верить газете «Екатеринбургская неделя», не вызвало у челябинцев большого интереса. Вот как журналист описывает реакцию двух городов: «Начало декабря 1895 года. Станция Екатеринбург. На перроне железнодорожные чиновники, купцы, нарядно одетые дамы, военные. Оживление на вокзале – отходит первый поезд на Челябинск». Далее читаем: «Декабрь 1895 г., станция Челябинск. Некоторая кучка людей собралась на платформе в ожидании 1-го поезда по вновь открытой для правильного движения ветви от Екатеринбурга. Не видно особого оживления, ни говора, всё так, как будто бы ничего нового не предвидится, между тем до прибытия поезда остались последние минуты. Невольно западает в душу уныние, эдакая подушная апатия к этому, поистине животрепещущему вопросу… Челябинцы, мир вам! Спите тем сладким сном, от которого никто и ничто вас не пробудит…»

И вот спустя 120 лет история железной дороги сообщением Екатеринбург – Челябинск получила долгожданное развитие… В настоящее время разрабатывается проект, согласно которому планируется проложить новую линию высокоскоростной магистрали между областными центрами с остановками в аэропорту «Кольцово» и в городе Касли. По проекту, поезд пройдёт 225 км пути всего за один час. Наконец-то дорога на поезде выиграет в конкурентной борьбе у автомобильного транспорта. Появление железнодорожной линии высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск позволит Челябинской области войти в международный проект «Высокоскоростная магистраль Москва – Пекин». Вновь открываются большие перспективы экономического развития Урала вместе со всей Россией. 
Татьяна Каукина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31