11 декабря 2018 16:59
фото: Анатолий Шулепов

Нет проблем, нет конкурентов

Грузовая станция Металлургическая – в числе лучших на сети дорог

В 2014 году коллектив дважды становился призёром отраслевого соревнования: в I и III квартале.
Первое упоминание о станции относится к 1946 году. Её создали для обслуживания нужд Челябинского металлургического комбината, который построили здесь тремя годами ранее. Станция росла и развивалась вместе с потребностями нового производственного предприятия. Ещё несколько заводов, запущенных в послевоенные годы в этом районе, как говорится, пришли на всё готовое. В наши дни станция взаимодействует с девятью клиентами и 48 субклиентами. Но 90% грузооборота по-прежнему приходятся на долю ЧМК, крупнейшего предприятия Металлургического района.

– Мы грузовая станция, то есть тупиковое ответвление, которое поддерживает функционирование соседних предприятий. И существует благодаря тому, что через неё грузы попадают прямиком туда, где используются в производстве, – рассказывает начальник станции Эльдар Шалиев.

К основной сети дорог Металлургическая примыкала по-разному: сперва через станцию Баландино, а уже после того, как полностью вошла в строй, – через Межозёрную. Тогда же соседство с развитым производством по­зволило создать технологические потоки, которые сильно помогают в работе. Здесь реализована двусторонняя сортировка вагонов, одна горка принадлежит железнодорожникам, вторую обслуживают сотрудники ЧМК. У металлургов есть и свой пункт технического обслуживания (ПТО).

Серьёзные клиенты требуют к себе серьёзного отношения. Пусть начальник станции не всегда в состоянии уследить за всеми действиями маневровых диспетчеров, но о требованиях руководителя к взаимодействию с заказчиками знает каждый в коллективе, в котором более 100 человек. На запросы клиентов сотрудники стараются реагировать максимально оперативно. Они предельно коммуникабельны и внимательны.

Эти качества особенно востребованы среди тех, кто трудится в самом сердце станции – помещении станционного технологического центра. В основном здесь заняты представительницы прекрасного пола. Формируются ли поезда, списываются ли вагоны –  действуют девушки споро, со знанием дела. Всем руководит начальник смены – маневровый диспетчер Олеся Перезолова. Опыт в этой должности небольшой, всего около года, но она уже мастерски манипулирует движением вагонов, в которых перевозят опасный груз. Как только они оказываются в пределах станции, сразу поступают в обработку. Так сводится на нет возможность возникновения нештатных ситуаций.

Начальник станции также считает обеспечение безопасности движения первоочередной задачей. Поддержание трудовой дисциплины и соблюдение норм охраны труда тоже являются важными слагаемыми успеха. Эльдар Шалиев вместе со своими заместителями сумел исключить появление регулировщиков движения в парке сортировки. Там их заменяют тормозные позиции. Чем меньше людей на путях, тем проще организовать безопасный технологический процесс.

Станция Металлургическая находится в стороне от большинства объектов инфраструктуры, но к ней примыкает множество промышленных предприятий. Поэтому начальник дороги Виктор Попов обратил на неё пристальное внимание. С того момента и началась новая история этого структурного подразделения. В 2013 году, когда станцию возглавил её нынешний начальник, здесь уже была построена и функционировала сортировочная горка. При нём осуществили реконструкцию административного здания, на всех постах завершили капитальный ремонт кровли, произвели внешнюю и внутреннюю отделку. На Металлургической любят использовать выражение «культура производства» и помнят, что оно ко многому обязывает. Перед коллективом после ремонта поставлена задача поддерживать станцию в рабочем состоянии.

Рабочее состояние – это, в том числе, и борьба со снегом, на которую мобилизуют буквально весь коллектив. В нынешнюю зиму пик снегоборьбы пришёлся на Рождество. Незадолго до праздника станцию очистили от снега, но начались обильные осадки. Чтобы привести в порядок маршруты служебного прохода, активно привлекали технику. Но станция пока очищена не полностью, а значит, снегоборьба продолжится.

Системный подход начальник использует при решении любых вопросов. Для него не существует трудностей, есть лишь перечень проблем, возникающих стихийно. Чтобы обеспечить нормальное функционирование станции, решать их стремятся по мере поступления.

Такой метод доказал свою эффективность на железнодорожной станции Карталы – преж­нем месте работы Эльдара Шалиева. Он устроился туда оператором сортировочной горки после окончания УрГУПС в соседнем Екатеринбурге. Затем стал начальником станции, заместителем начальника отделения дороги. Потом пошёл на повышение и на станции в столице Южного Урала занял руководящий пост.

Из города на юге Челябинской области он привёз не только богатый опыт, но и умение добиваться успеха в отраслевых соревнованиях. При начальнике Эльдаре Шалиеве узловая станция Карталы дважды становилась победителем. Те же способности он сохранил и в Челябинске, результата долго ждать не пришлось. По итогам IV квартала 2013 года станция Металлургическая стала второй. Тогда на стене в рабочем кабинете начальника появился первый наградной диплом.

Сам Эльдар Сархошевич успех в отраслевом соревновании считает заслугой всего коллектива станции. Для него важно, как функционирует вся смена. Если какое-то из звеньев цепи, даже один из сотрудников, начнёт «буксовать», то работа всей станции пойдёт насмарку.

Не сбиваться с курса молодым помогают опытные наставники. К ним не стыдно обратиться за советом и самому начальнику станции, когда принимаются важные технологические решения. К мнению составителей, маневрового диспетчера, дежурных по станции он прислушивается всегда.

Да и как может быть иначе, когда здесь работали и работают такие мастера своего дела, как, например, Елена Лебедева. На свою последнюю смену она вышла 28 декабря 2014 года и после 30 лет безустанного труда на станции ушла на заслуженный отдых.
– Из биографии Елены Ви-кенть­евны я узнал, как много специалистов она выучила. Расставаться с такими корифеями тяжело, но время идёт, молодёжь подрастает и должна занимать достойные места. Без преемственности поколений железнодорожное предприятие существовать не может. Я сам понемногу учился у всех, с кем сталкивала дорога, и до сих пор вспоминаю своего наставника – 
начальника станции Карталы Виктора Голикова, – рассказал Эльдар Шалиев.

Уже сейчас любой из сотрудников станции может с гордостью­ сказать, что он работает на Металлургической. 

В первом квартале 2014 года станцию снова отметили по итогам отраслевого соревнования. Только место оказалось чуть ниже – третье. Но спустя полгода благодаря изменению внутристанционных технологий Металлургической покорилась выс­шая ступень пьедестала.

Всё это время коллектив станции с большим усердием выполнял поставленные перед ним задачи. Итоги подводились ежедневно, в случае обнаружения «узких мест» оперативно предпринимались необходимые меры.
 
Наградой за напряжённую работу в течение года для станции Металлургическая стало право принять участие в отраслевом соревновании по итогам минувшего года. На Южно-Уральской железной дороге оно есть только у неё.

Сергей Мартынов