10 декабря 2018 07:49

Аппарат, укрепивший отрасль

Электрожезловую систему можно использовать и в наши дни.

Электрожезловую систему можно использовать и в наши дни.

В конце XIX и начале XX века на железных дорогах многих стран мира применялась электрожезловая система Вебба-Томпсона. Для России этот дешевый и надежный способ обеспечения безопасности движения поездов имел особое значение. Однако в период Гражданской войны число электрожезловых аппаратов значительно сократилось, поскольку большая часть их требовала ремонта.

Базой для производства аппаратуры сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) стал Ленинградский завод им. Козицкого. Для завода эта продукция не была основной, поэтому в месяц изготовлялось всего два-три блок-аппарата. 

Одним из первых видов такой аппаратуры стал электрожезловой аппарат советского изобретателя Даниила Самуиловича Трегера. Изучая обслуживание и ремонтируя аппаратуру СЦБ и связи, он нашел способ ее усовершенствования.

В январе 1921 года Трегер заканчивает работу над аппаратом собственной конструкции. Представители английской фирмы «Вебб-Томпсон» предприняли попытки выкупить проект изобретения и тем самым сохранить монопольное владение установкой электрожезловых аппаратов в России. Однако Даниил Самуилович отклонил все предложения по идейным соображениям, тем более что правительство советской России взяло под свою опеку его изобретение. Массовое производство электрожезловых аппаратов началось в 1924 году.

Непосредственное отношение к изобретению Трегера имеет и такой факт. 31 октября 1924 года на станции Лосиноостровская, в главных мастерских связи и электротехники, состоялось общее собрание рабочих и служащих, посвященное празднованию 7-й годовщины Октябрьской революции.

Вот выписка их протокола собрания: «Слушали: о праздновании 7-й годовщины Октябрьской революции. Постановили: отметить праздник изготовлением еще не видавшего свет жезлового аппарата системы рабочего Д.С. Трегера, который они дарят вождю рабоче-крестьянских масс – ЦКРКП(б)». Стоит отметить, что эти слова выгравированы на первом советском электрожезловом аппарате, который хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. Уже в 1927 году распоряжением НКПС система Трегера была принята стандартной для сети железных дорог страны. При этом закупка электрожезловых аппаратов в Англии была полностью прекращена. К 1 мая 1928 года киевский завод «Транссигнал» выпустил 1000-й аппарат системы Трегера.

В 1940 году Д.С. Трегер сконструировал новую модификацию аппарата с неподвижным электрозатвором. Широкое распространение его изобретения получают в годы Великой Отечественной войны. В 1947 году за проявленную инициативу в организации изготовления приборов Трегер награжден значком «Почетному железнодорожнику».
Производство электрожезловых аппаратов Трегера продолжалось до конца 1960-х годов прошлого века. Примечательно, что правила технической эксплуатации железных дорог и в настоящее время допускают использование электрожезловой системы на малодеятельных участках и подъездных путях. Изобретение Трегера служит железным дорогам более 90 лет, в том числе и на нашей Куйбышевской дороге на Земетчинской и Нижнеломовской ветках.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29