21 ноября 2018 10:32
фото: Архив редакции

За особые заслуги

В канун годовщины Великой Октябрьской революции, 5 ноября 1943 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда начальствующему составу и рядовым работникам железнодорожного транспорта, генералам, офицерам, рядовому составу железнодорожных войск».
В Сталинградской битве и на Курской дуге железнодорожники внесли огромный вклад в разгром врага, обеспечив перелом хода войны в пользу Советского Союза. Как говорил маршал Советского Союза В.И. Чуйков: «Героические усилия прилагали наши советские железнодорожники, чтобы наладить бесперебойное снабжение фронта <…> Когда мне приходилось встретить человека в железнодорожной форме, я смотрел на него <…> как на бойца с передовой».

И Родина высоко оценила героизм железнодорожников в Великой Отечественной войне.

В целях поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта 22 сентября 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении нагрудных знаков: «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник». Данных знаков удостоились тысячи железнодорожников, в том числе и с нашей дороги.

Однако необходимо было выделить лучших работников железнодорожного транспорта, особо отличившихся в ходе военных действий. Для этого 5 ноября 1943 года Председателем Верховного Совета СССР М. Калининым был подписан Указ «О присвоении звания Героя Социалистического Труда начальствующему составу и рядовым работникам железнодорожного транспорта, генералам, офицерам, рядовому составу железнодорожных войск».

«За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», – говорится в преамбуле, а далее перечислены 127 имен удостоившихся этой высокой награды.

Двое железнодорожников, работавших в то время на Куйбышевской железной дороге, – машинист паровозного депо Рузаевка Антон Фёдорович Лескин и заместитель начальника службы движения Василий Тимофеевич Осипов – Указом от 5 ноября 1943 года были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. А ещё трое – Анна Петровна Жаркова (трижды почётный железнодорожник) – начальник вокзала станции Кузнецк, Борис Константинович Саламбеков – начальник Приволжского округа железных дорог и Константин Иванович Даниленко – начальник Ульяновского отделения дороги – работали на Куйбышевской магистрали позднее.

Большой интерес вызывает предыстория подписания данного Указа.

В архивных документах сохранилась докладная записка от 5 ноября 1943 года наркома путей сообщения Л. Кагановича тов. И.В. Сталину со списком людей на присвоение звания Героя Социалистического Труда. И там же написанная от руки сопроводительная записка на имя Сталина о присвоении этого звания дополнительно ещё 6 заместителям наркома. Сталин собственноручно вычеркнул 3 заместителей и написал: «включить т. Кагановича».

Вычеркнул он и В.А. Гарныка, несмотря на то, что хорошо знал его лично: Виктор Антонович Гарнык курировал работу паровозного хозяйства, часто бывал на совещаниях в Государственном Комитете обороны и докладывал о работе железнодорожного транспорта на фронтах Великой Отечественной войны.
По его инициативе были созданы паровозные колонны Особого резерва НКПС, которые сыграли огромную роль в мобильном обеспечении фронта воинскими грузами, особенно в Сталинградской битве.

Нельзя сказать, что Виктор Антонович был обделён наградами. Кавалер 3 орденов Ленина, ордена Кутузова I степени, орденов: Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почёта, награждённый многими медалями. Однако по мнению Верховного Главнокомандующего, Героя Социалистического Труда он не заслужил.

Интересна и дальнейшая судьба В.А. Гарныка. В послевоенный период у него не сложились отношения с министром путей сообщения Б.П. Бещевым, и в 1959 году он был назначен начальником Куйбышевской железной дороги. Однако и здесь, не проработав и 2-х лет, был обвинен по партийной линии в злоупотреблении и нескромности. Был направлен в Таллин директором завода ртутных выпрямителей. Завод находился в запущенном состоянии. Виктор Антонович «поднял» завод, создал новые цеха, наладил производство продукции для Министерства путей сообщения.
Юрий Менчик, директор музея истории Куйбышевской железной дороги
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30