24 октября 2018 02:33
фото: Архив редакции

Полигон цифрового назначения

На Куйбышевской железной дороге формируют пакет предложений повышения эффективности управления тяговыми ресурсами. Основной акцент будет сделан на развитии информационных систем и автоматизации процессов на полигоне Челябинск – Рыбное.
Отметим, на сегодняшний день по задачам управления тяговыми ресурсами и автоматизации технологических процессов в локомотивном комплексе используется свыше 40 информационных систем и технологий. Несмотря на такое их количество, качество управления тяговыми ресурсами остаётся недостаточно эффективным – с большим количеством корректирующих воздействий и непроизводительных потерь из-за их нерационального использования. Тем не менее, на магистрали заинтересованные службы и дирекции активно ищут решение данной проблемы. Приоритетные направления и разрабатываемые проекты в том числе обсуждались и в рамках состоявшегося на днях технико-технологического совета Куйбышевской дороги.

В повышении эффективности управления тяговыми ресурсами важная роль отводится информационным системам и информационным технологиям, в первую очередь, за счёт автоматизации учёта и регистрации технологических операций, ведения электронных баз данных о локомотивах и локомотивных бригадах, оптимизации и прозрачности технологических процессов. Как отметил первый заместитель начальника Куйбышевской железной дороги Дмитрий Атякин, цифровизация, ликвидация так называемых «узких» мест и переход на безбумажные технологии должны исключить влияние «человеческого» фактора, синхронизировать действие информационных систем и повысить достоверность данных.

В Дирекции тяги разработана и утверждена концепция создания Единой корпоративной автоматизированной системы управления локомотивным комплексом. Стоит задача по созданию единой платформы, которая позволит уйти от разрозненных автоматизированных систем, перейти от оцифровки действий к реальной автоматизации, чтобы реализовать проекты «Цифровой локомотив» и «Цифровое депо».

В рамках проекта «Цифровое депо» в этом году планируется внедрить «Личный кабинет машиниста» с функциями оформления производственных операций, формирования электронного маршрута машиниста, ознакомления с графиками инструктажа и т.д. Высока вероятность, что опытная эксплуатация «Личного кабинета машиниста» будет проходить именно на полигоне Куйбышевской железной дороги. Соответствующая заявка направлена в центральный аппарат.

Что касается направления «Цифровой локомотив», то его реализация до 2022 года должна обеспечить радикальное перестроение технологии эксплуатационной работы и повышение производительности труда. В целом же планируется сформировать в локомотивном комплексе «доверенную среду» – единое с сервисными компаниями информационное пространство, обобщающее всю возможную информацию о локомотиве. Реализация этого проекта позволит частично автоматизировать такие процессы дирекции тяги, как планирование и контроль сервисного обслуживания, обеспечение потребного эксплуатируемого парка локомотивов во взаимодействии с диспетчерским аппаратом и многие другие процессы.

В Куйбышевской дирекции управления движением информационные системы используются для организации планирования и управления перевозочным процессом. В 2013 году запущен в постоянную эксплуатацию аппаратно-программный комплекс «Эльбрус» и разработана технология построения сквозного графика движения поездов. В настоящее время внедрение данного комплекса активно ведётся на всех дорогах. Утверждены и согласованы регламенты с Южно-Уральской, Московской, Юго-Восточной и Приволжской железными дорогами по разработке суточного вариантного графика движения поездов по основным стыковым пунктам. В следующем году АПК «Эльбрус» задействуют в полном объёме уже на всех участках дороги, а к концу 2020 года он должен охватить всю сеть, что даст возможность  строить сквозные графики по всем междорожным стыковым пунктам.

До конца следующего года на Куйбышевской дороге планируется введение в постоянную эксплуатацию модуля «Интеллектуальный планировщик» на базе Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ) для расчёта взаимоувязанного плана работы станций и участков полигона, расширенного планирования сдачи поездов по междорожным стыковым пунктам и отображения оперативного состояния выделенных станций с детализацией параметров вагонной модели.

Помимо этого, на дороге прорабатывается проект «Цифровая железнодорожная станция», реализовать который планируется на базе станции Кинель. Рабочая группа уже проанализировала процесс нахождения на станции поезда в расформировании от прибытия до отправления. В общем процессе применяется 71 операция, из которой 43 – с использованием технических средств, 22 – с использованием информационных систем и шесть – с применением учётных форм, то есть – бумажных носителей. Разработанная целевая модель предполагает, что из 71-й операции 45 будут автоматизированы, что позволит исключить ручной труд как при вводе информации, так и при непосредственном производстве технических операций. Кроме того, применение этих систем в перспективе даст сокращение времени нахождения вагона на станции с переработкой на 32%.
Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31