14 декабря 2018 12:44
фото: Андрей Введенский

Энергия для тяжеловесов

Модернизация системы тягового электроснабжения обеспечит безбарьерный пропуск поездов повышенного веса

Куйбышевская железная дорога испытывает серьёзную потребность в модернизации тягового электроснабжения. В первую очередь это вызвано  развитием тяжеловесного движения с локомотивами нового поколения 2ЭС6 с массой поездов 7100 тонн и выше на участке от Челябинска до Рыбное. В этих условиях на дороге проводится планомерная работа по совершенствованию существующей инфраструктуры и разрабатывается программа обновления, которая в том числе направлена на минимизацию всевозможных рисков.

Михаил Гребенников, начальник Куйбышевской дирекции по энергообеспечению.
– Михаил Владимирович, почему сейчас как никогда остро стоит вопрос обновления энергетической составляющей?

– В настоящее время пропуск поездов массой 7100 тонн является ключевым ориентиром развития инфраструктуры, станционного хозяйства, путейского комплекса, тягового электроснабжения.

На сегодняшний день по полигону дороги обращается 31 единица локомотивов серии 2ЭС6, что уже позволяет обеспечить вождение шести грузовых поездов весом 7100 тонн в сутки на участке Челябинск – Пенза. Перспективой для работы электровозов серии 2ЭС6 является их эксплуатация с грузовыми поездами весом 7100 тонн на участке Сызрань – Рыбное.

Однако существуют «узкие» места системы тягового электроснабжения на участке Сызрань-1 – Кустарёвка – Рыбное, требующие определённых вложений в инфраструктуру и организации работы по устранению существующих 25 «барьерных» мест для пропуска тяжеловесных поездов. Которые были выявлены благодаря выполненным расчётам в Программном комплексе для расчёта системы тягового электроснабжения (КОРТЭС).

Для обеспечения роста пропускных и провозных способностей в первоочередном порядке необходимо произвести реконструкцию инфраструктурного комплекса под минимальные межпоездные интервалы, которые должны составлять 10 минут.

Важно отметить, что модернизация инфраструктуры позволит использовать полигонную технологию эксплуатации электровозов серии 2ЭС6 до станции Рыбное – Бекасово-Сортировочное, Орехово-Зуево Московской железной дороги. Возможность вождения грузовых поездов весом 7100 тонн на главном ходу Южно-Уральской, Куйбышевской и Московской железных дорог является альтернативой пропуску грузовых поездов весом 6300 тонн через Горьковскую железную дорогу.

– Как в существующих условиях организована работа для пропуска тяжеловесов. С какими сложностями приходится сталкиваться энергетикам?

– С 2017 года для обеспечения пропуска поездов повышенной массы с уменьшенным межпоездным интервалом в работу были дополнительно включены резервные преобразовательные агрегаты на 20 тяговых подстанциях, на участках Кропачёво – Шакша, Чишмы – Абдулино, Абдулино – Кротовка, Кротовка – Кряж и Кряж – Октябрьск. Межпоездной интервал при пропуске поездов массой 7100 тонн снижен с 18 до 10 минут.

При таком увеличении весовых норм поездов и уменьшении межпоездных интервалов система тягового электроснабжения работает в «жёстком» режиме, что подтверждается увеличением количества отключений фидеров контактной сети. Повышенные нагрузки приводят к пиковым перегрузкам оборудования, уменьшению его ресурса и снижению надёжности в целом системы тягового электроснабжения.

В целях обеспечения более устойчивого электроснабжения и пропуска пакета грузовых поездов 6300 – 7100 – 6300 – 6300 с 10-минутным интервалом локомотивами 2ЭС6 необходимо выполнить усиление тягового электроснабжения.

Для выполнения данной работы необходимо смонтировать 632,1 км усиливающего провода марки А-185. Кроме этого, требуется замена преобразовательных трансформаторов и выпрямительных агрегатов на ряде тяговых подстанциях. В дирекции по энергообеспечению разработана программа приведения устройств электроснабжения для выполнения поставленных задач.

– Если детализировать, то какие работы уже проведены?

– Для усиления устройств контактной сети на 18 участках дороги проведены модернизация и обновление устройств контактной сети по проекту КС-160. В текущем году продолжатся работы на участке Раевка – Аксёново.

В целях устранения инфраструктурных ограничений, недостаточных пропускных способностей отдельных направлений дороги, а также эффективного выстраивания работы на принципах сетевых полигонных технологий, необходимо организовать тяжеловесное движение по всему полигону дороги. Приступив к выполнению ПИР в 2018 году, хозяйство электроснабжения уже 2019 году будет готово к модернизации устройств энергетики под пропуск тяжеловесного движения.

Для решения поставленных задач дирекцией разработана программа технического перевооружения устройств контактной сети и тягового электроснабжения, включающая в себя три этапа. Все они содержат работы по техническому перевооружению контактной сети, тяговых подстанций, а также строительство новых тяговых подстанций.

– Какие перспективы это открывает для Куйбышевской железной дороги?
– Выполнение работ по первому этапу позволит обеспечить движение поездов по участку Кинель – Безенчук (Южный обход) весом 6300 тонн с 10-минутным интервалом, а по участку Пенза – Кропачёво весом 7100 тонн с 10-минутным интервалом движения поездов.

В рамках второго этапа эффект от выполненных работ позволит обеспечить движения поездов по участку Кинель – Безенчук (Южный обход) весом 7100 тонн с 10-минутным интервалом, по участку Кустарёвка – Новообразцовое 6300 тонн с 10-минутным интервалом, по участку Пенза – Кропачёво 9000 тонн с 10-минутным интервалом.

Для обеспечения пропуска поездов по всему полигону дороги весом 9000 тонн по выделенным ниткам графика в пакете с поездами унифицированного веса 6300 и 7100 тонн необходимо выполнение третьего этапа.

Экономический эффект от реализации технологии увеличения веса поезда до 7100 тонн на Куйбышевской железной дороге за счёт оптимизации бригадных плеч обслуживания, сокращения стоянок на технических станциях, оптимизации их работы и увеличения провозной способности ожидается более 330 млн руб. в год.

Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30