19 июля 2018 18:18

Самые бережливые

Куйбышевская железная дорога вошла в тройку победителей

В сетевом конкурсе проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» в 2017 году» в номинации «Лучшая железная дорога» Куйбышевская магистраль завоевала 3-е место.
Конкуренция в этом конкурсе традиционно очень высокая, и впереди оказались только сильнейшие. Куйбышевская уверенно заняла место на пьедестале, уступив только Октябрьской и Приволжской железным дорогам, завоевавшим первое и второе места соответственно.

Подобный успех для Куйбышевской  – далеко не первый. Годом ранее дорога также входила в тройку общесетевых лидеров по размеру полученного экономического эффекта, а в 2017-м уже по итогам первого полугодия вновь закрепилась в числе сильнейших магистралей, обеспечивших наибольший вклад в экономический эффект от проектов бережливого производства.

Минувший год оказался для «бережливых» куйбышевцев очень плодотворным: на дороге реализовано 463 функциональных проекта, из них 261 – с экономическим эффектом, составившим 87,8 млн руб. Стоит отметить, что в сравнении с 2016 годом на 31% выросла доля проектов с экономическим эффектом. Максимальный экономический эффект от реализации проектов бережливого производства – 53,6 млн руб (или 61%) получен в Куйбышевской дирекции тяги.

Помимо этого, завершено 202 проекта с технологическим эффектом и пересмотрено 324 технологических процесса. Также реализован один мультифункциональный проект на сумму оценённого годового экономического эффекта 12,1 млн руб. Поощрено свыше 1,1 тыс. членов оперативных рабочих групп на общую сумму более 10,7 млн руб.

Поздравивший победителей заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев сообщил, что в целом по итогам 2017 года эффект от проектов бережливого производства превысил рекордные 1,1 млрд руб. Однако останавливаться на достигнутом в компании не намерены. Сейчас стоит задача не просто получить порядка 1,7 млрд руб., но и, как отметил Сергей Кобзев, над «двоечкой» поработать, то есть максимально приблизить экономический эффект от внедрения проектов бережливого производства к двум млрд руб.

Все предпосылки, необходимые для достижения столь амбициозных целей, в компании уже созданы. В РЖД в течение нескольких лет уходят от упрощенного понимания трудовыми коллективами идеологии бережливого производства, которая сейчас воспринимается исключительно как обязательный инструмент любого менеджера, а знания в этой сфере  – как залог успеха в бизнесе. Выбранные подходы по популяризации этой деятельности, в том числе и посредством корпоративных СМИ, и мотивации персонала доказывают свою эффективность: с каждым годом увеличиваются как число проектов, так и эффект от них.

Для получения большей результативности всем конкурсантам вновь предстоит основательно поработать. К примеру, у победителя среди функциональных филиалов – «Росжелдорснаб» – впереди немало сложных целевых проектов. По словам Сергея Кобзева, в этом году ему предстоит реализовать большой комплексный проект учёта и расхода дизельного топлива, причём с охватом не только локомотивного и складского хозяйств, но и дирекции инфраструктуры, и Трансэнерго.

На Куйбышевской проекты с наибольшим экономическим эффектом направлены на снижение потерь в перевозочном процессе. К примеру, реализация проекта «Изменение порядка обслуживания пассажирских поездов на участке Ульяновск – Кандры позволила исключить часы следования пассажиром на участке Ульяновск – Кандры в размере 3650 часов в год. Исключить потери, связанные со сменой локомотива и локомотивной бригады по станции Бугульма у поездов №№ 115/116, 347/348, 392, 609. Помимо этого, исключена засылка локомотивных бригад из Бугульмы в Кандры для вывоза поезда №347 и возврат из Кандров пассажиром от поезда №116. Пересмотр нормативного графика движения в части сокращения стоянок на станции Бугульма позволил получить экономический эффект в размере 7,8 млн руб.

В минувшем году развитие бережливого производства в целом по компании осуществлялось по нескольким основным направлениям. Среди них – управление программой проектов, проведение аудитов, методическое обеспечение и его совершенствование, а также обмен опытом. И здесь Куйбышевская тоже отличилась. Разработанный на дороге действенный алгоритм и высокий уровень экспертизы позволили повысить качество проектов. Кроме того, как отмечалось на итоговой видеоконференции, посвящённой внедрению лин-технологий в РЖД, на полигоне дороги в коллективах структурных подразделений, в частности, Самарском информационно-вычислительном центре и Куйбышевской дирекции моторвагонного подвижного состава формируется культура непрерывных улучшений. Как показали аудиты – в этом большая заслуга руководителей.

В фокусе повышенного внимания руководства компании было создание стимулов для вовлечения работников в процесс улучшений, снятие организационных барьеров для развития бережливого производства, встраивание его в основную деятельность. В связи с этим в новый год РЖД входит с определёнными нововведениями.

Одной из точек приложения усилий был рейтинг главных инженеров. Действующая ранее система показателей не позволяла в сопоставимых условиях оценить участие филиалов в обеспечении экономии от проектов бережливого производства, не стимулировала к повышению их качества и содержательности, а зачастую приводила только к гонке за количеством проектов. Поэтому были предложены новые показатели рейтинговой оценки, лишённые перечисленных недостатков.

Другим «узким» местом стала система целеполагания, которая ранее строилась без участия центральных дирекций. Для изменения ситуации принято решение о формировании плана бережливого производства по принципу «сверху вниз», то есть по вертикали. Новый подход к планированию позволит встроить бережливое производство в программу повышения эффективности и устранить дублирование «срезания» эффектов, предоставить возможность мотивации за все проекты, создать условия для лучшего распределения роли участников, планирования и контроля за вертикалями и т.д. В январе центральные дирекции должны будут декомпозировать цели на региональный уровень, региональные подразделения – на линейный, а затем совместно разработать проекты для их достижения.
Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31