12 декабря 2018 19:05
фото: Архив БППК

Какой у ППК маршрут?

Стратегию развития пригородных перевозок корректируют пассажиры

Игорь Поляев, генеральный директор ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания»
На сети РЖД подводят итоги акции «Общественная приёмная-2013: Добро пожаловаться». На полигоне ОАО «Башкортостанская ППК» желающих высказаться по вопросам транспортной доступности населения и сохранения количества курсирующих пригородных поездов оказалось порядка 1,5 тыс. человек.

- Игорь Геннадьевич, во время акции какие задачи ставила перед собой ОАО «Башкортостанская ППК», и насколько оправдались ожидания?


– Вместе со всей сетью пригородная компания постаралась привлечь внимание общественности к вопросам организации пригородных железнодорожных перевозок. Подчеркну, что организаторы акции не ставили своей целью каким-то образом надавить на органы власти субъектов РФ. Хотя на территории обслуживания ОАО «Башкортостанская ППК» с рядом субъектов РФ – Пензенской и Ульяновской областями, а также Республикой Мордовия – так и не решён полностью вопрос компенсаций убытков от пригородных перевозок. Кроме того, остаются неурегулированными вопросы с Самарской областью относительно организации пригородного сообщения по северным районам губернии. Есть сложности во взаимодействии с Челябинской областью, касаются они перевозки пассажиров на перегоне Аша – Кропачёво.


Во время акции нам было важно узнать мнение пассажиров, заручиться их поддержкой. Общественные приёмные одновременно работали на крупных пассажирообразующих станциях: Уфа, Пенза, Рузаевка, Ульяновск, Димитровград, Кузнецк и Карламан. Были задействованы более 100 сотрудников пригородной компании. Собрано порядка 700 обращений в адрес руководителей органов власти субъектов РФ, не меньшим оказалось число желающих заполнить анкеты. В общей сложности были опрошены порядка 1,5 тыс. человек.


Все стороны – и субъекты РФ, и ППК, и ОАО «РЖД» – заинтересованы в сохранении пригородных железнодорожных перевозок как сегмента транспортной отрасли. Активность же пассажиров только подчёркивает значимость этого вопроса, и как показали опросы, в регионах-неплательщиках – особенно. Здесь наблюдается наиболее трепетное отношение местных жителей к сохранению данного вида транспорта.


- Какими будут дальнейшие действия со стороны пригородной компании?


– Следующим этапом акции станет передача всех обращений в администрации субъектов РФ в установленном порядке для дальнейшего рассмотрения.


Со своей стороны ОАО «Башкортостанская ППК» делает всё, чтобы предложения пассажиров были учтены. В частности, компания-перевозчик уже на 50% изменила расписание движения пригородных поездов в зимнем графике текущего года, 100-процентное изменение расписания планируется провести в период перехода на летний график 2014 года. Отмечу, что все изменения будут производиться с учётом запросов населения. Такой подход позволит компании приблизиться к так называемой точке безубыточности. С учётом того, что ряд регионов компенсирует сумму выпадающих доходов ППК не более чем на 27%, данные мероприятия должны привести к удовлетворительному финансовому результату для компании-перевозчика.


- Ситуация с субсидированием так или иначе отражается на возможностях перевозчика в части расширения спектра услуг. Где пассажиры могут рассчитывать на максимально полный пакет услуг, а где всё сведено к минимуму?


– Если касаться вопросов субсидирования, то из пяти субъектов РФ, на территории которых работает БППК, как я уже говорил, в трёх – Пензенской и Ульяновской областях, а также Республике Мордовия – не решён вопрос полной компенсации. Тогда как Оренбургская область и Республика Башкортостан в текущем году намерены полностью выполнить свои обязательства по компенсации убытков от пригородных перевозок.


Для нас ценен каждый пассажир, поэтому сложные финансовые взаимоотношения между ППК и субъектом РФ на качество предоставляемых услуг не влияют. К сожалению, этой порядочностью и ответственностью перевозчика перед клиентами и пользуются в ряде регионов. Стабильное и полное субсидирование со стороны субъекта – это не просто сохранение отдельного вида транспорта, это вклад в улучшение транспортной мобильности населения, новый подвижной состав и реконструкцию пассажирских обустройств. Такую картину сейчас можно наблюдать в Республике Башкортостан, которая финансовыми вложениями доказывает заинтересованность в развитии пригородного железнодорожного комплекса.


- Республика Башкортостан одна из первых на полигоне Куйбышевской магистрали инициировала создание мультимодальных пересадочных узлов.


– Работа над проектом «Городская электричка», в рамках которого и должны появиться транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), уже началась. Планируется, что ТПУ появятся на станциях Дёма, Спортивная и Парковая. Здесь – по станции Парковая – администрация Уфы уже достигла договорённостей с частным инвестором, который готов вложить средства в строительство ТПУ в совокупности с торговым центром. Ведётся реконструкция платформ на станциях Спортивная и Дёма, где будут установлены АСОКУПЭ.


Изучая проект «Городская электричка», мы столкнулись с ситуацией, когда тариф внутри городской зоны установлен как пригородный. Например, стоимость проезда на участке Уфа – Шакша обойдётся в 24 руб., тогда как поездка на общественном транспорте в этом же направлении – в 14 руб. Пригородная компания в органы власти Уфы и Ульяновска внесла предложения по объединению тарифа первой зоны в пределах городской черты. Экономические расчёты показывают, что потерь не будет, правда, при существующем пассажиропотоке увеличения доходности тоже не произойдёт. Пока наши предложения находятся на рассмотрении региональных властей.


- Какие проекты определят стратегию развития компании в ближайшее время?


– В своей работе ППК учитывает баланс расходов, тарифы, установленные для пассажира, и многое другое для принятия своих управленческих решений на территории того или иного субъекта РФ. Но вместе с тем компания не может и не должна жить только на те средства, которые собираются от перевозки пассажиров. У ОАО «Башкортостанская ППК» достаточно амбициозные планы по интеграции компании как юридического лица в общую транспортную пассажирскую систему перевозок регионов. Для этого потребуется реализовать комплекс мероприятий, в частности, организовывать интермодальные перевозки.


Этот эффективный инструмент усовершенствования транспортной системы региона уже был апробирован на территории Башкирского региона. Сейчас ведутся переговоры с Пензенской и Ульяновской областями и Республикой Мордовия о том, чтобы автомобильные компании могли организовывать перевозку пассажиров с привязкой к графику движения пригородных электропоездов. При этом для пассажиров стоимость проезда таким вот интермодальным маршрутом не должна быть выше, чем только в автобусе или в электричке. Пользователи транспортных услуг сами решат – выбрать беспересадочные маршруты или сделать пересадку на автобус и наоборот.


К сожалению, реализовать проект в крупных мегаполисах пока не получается, поэтому компания сосредоточилась на небольших населённых пунктах. Возьмём для примера Республику Мордовия. Объём перевозок у ОАО «Башкортостанская ППК» здесь порядка 1 млн пассажиров в год, а общий объём поездок в городском и общественном транспорте ежегодно составляет порядка 60 млн человек. Очевидно, что пригородная компания должна выйти на этот рынок для того, чтобы не только увеличить своё присутствие и тем самым расширить возможности трансферта, но и получить необходимые доходы для выполнения обязательств перед ОАО «РЖД» в части арендной платы за подвижной состав. Везде данная работа в органах власти нашла одобрение. Сейчас мы прорабатываем маршруты, сквозные тарифы, определяем единого организатора перевозок.

Беседовал Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30