12 декабря 2018 19:34
фото: Роман Вяткин

Сохранить нельзя отменить

Будущее пригородных пассажирских перевозок полностью зависит от платёжеспособности регионов

Сергей Антипенко, начальник Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре
В связи с окончанием дачного сезона и сокращением массового пассажиропотока ОАО «РЖД» традиционно перешло на зимний график движения поездов. Для пригородного комплекса этот процесс может оказаться действительно «холодным» – субъекты РФ с недостаточным субсидированием рискуют потерять часть пригородных поездов.

- Сергей Иванович, в каком случае уменьшение числа пригородных поездов – сезонный фактор, а в каком – результат недостаточного субсидирования со стороны субъектов РФ?


– На полигоне Куйбышевской магистрали  отменено семь так называемых «летних» пригородных поездов. Такие изменения предусмотрены государственным заказом субъектов РФ. Но вместе с тем следует отметить, что выполняя региональный заказ на транспортное обслуживание населения пригородные компании несут значительные убытки, связанные с недофинансированием выпадающих доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, что не даёт им возможности своевременно рассчитываться за аренду подвижного состава, услуги локомотивных бригад и инфраструктуры.


Созданные ППК работают в качестве перевозчиков уже третий год, но проблемы остаются нерешёнными до сих пор. По итогам 2013 года выпадающие доходы, возникающие вследствие государственного регулирования тарифа в пригородном сообщении, ожидаются в размере 1 361,5 млн руб. В региональных бюджетах субъектов денежные средства на компенсацию выпадающих доходов перевозчика предусмотрены на уровне 69,7% от необходимого размера субсидий – всего 948,6 млн руб. Этих средств недостаточно, чтобы заказать перевозчику необходимое количество подвижного состава в существующих размерах движения. Для полной компенсации необходимо дополнительно 412,9 млн руб.


Недостаток финансирования ведёт к росту кредиторской задолженности ППК перед ОАО «РЖД». Фактически перевозки жителей субъекта РФ частично осуществляются за счёт компании.


В сложившейся ситуации ОАО «РЖД» вынуждено будет прибегнуть к крайним мерам: отмене с 15 ноября текущего года 13-ти пригородных поездов по территории субъектов с недостаточным субсидированием. С 1 декабря планируется отмена восьми пригородных поездов, а с 15 декабря ещё 12-ти, что негативно скажется на экономике региона, транспортной мобильности населения и возможностях по развитию пригородного сообщения.


- Остановимся на конкретных примерах субъектов РФ. Для кого из них долг платежом красен?


– В 2013 году полное погашение выпадающих доходов прогнозируется по Республикам Башкортостан и Татарстан (в границах Куйбышевской дороги).


По Самарской области, с учётом объёмов работы ОАО «Башкортостанская ППК», сумма выпадающих доходов в 2013 году составит 310,6 млн руб. Согласно заключенному Соглашению Самарской области с ОАО «Самарская ППК» сумма дотаций составит 228 млн руб., что обеспечит покрытие убытков лишь на 73,4% (в том числе по ОАО «Самарская ППК» процент покрытия составит 82,1% и убыток – 49,7 млн руб.; по Башкортостанской ППК убыток составит 32,9 млн руб. без выделения дотаций от субъекта).


Высокий процент покрытия выпадающих доходов – 78,5% – ожидается по Оренбургской области, где при сумме убытков 35,2 млн руб. дотации составят 27,6 млн руб. (непокрытый убыток 7,6 млн руб.).


Наихудшее положение с выделением субсидий на 2013 год прогнозируется по Пензенской области, где при сумме выпадающих доходов 206,7 млн руб. субъектом выделено 62,7 млн руб., или 30,3%. Аналогичная ситуация по Республике Мордовия, где при сумме выпадающих доходов 77,4 млн руб. выделено только 27,5 млн руб., или 35,5%. В Ульяновской области при сумме выпадающих доходов 193,1 млн руб. субъектом выделено 81,7 млн.руб., или 42,3%. При этом основной объём критики относительно неудовлетворительного состояния пригородных перевозок по-прежнему адресуется ОАО «РЖД». Хотя это сфера ответственности ППК и региональных властей, к компетенции которых относится решение вопросов финансирования. Понятно, что регионам хватает и других забот, но там, где правительства субъектов РФ всё же находят средства на компенсацию убытков ППК, это сразу видно. Деньги направляются на обновление подвижного состава и улучшение сервиса.


- В начале этого года остро поднимался вопрос сокращения бюджетной поддержки. На всей сети РЖД тогда заработали общественные приёмные. Был ли услышан глас народа?


– Предварительно на следующий год Министерство финансов РФ на софинансирование услуг по использованию инфраструктуры планирует выделить ОАО «РЖД» 12,5 млрд руб., что изменит льготную ставку ППК на инфраструктуру, и столько же предполагается направить в субъекты на покрытие услуг инфраструктуры. Таким образом, обязанность компенсировать убытки за перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в части инфраструктурных платежей частично перейдёт к субъекту.


Для снижения нагрузки на региональные бюджеты ОАО «РЖД» рекомендует правительствам регионов обратиться в Правительство РФ о сохранении государственной поддержки железнодорожных перевозок в 2014 - 2016 годах в части софинансирования за счёт средств федерального бюджета в размере 99% затрат перевозчиков с сохранением суммарных размеров данной поддержки на уровне, не меньшем, чем в 2013 году.


- Если попытаться спрогнозировать: как скажется на ситуации изменение схемы выделения средств из федерального бюджета?


– Считаю, что для регионов было бы лучшим сохранение единого платежа в пользу ОАО «РЖД» и сохранение льготного коэффициента 0,01 по оплате пригородным компаниям за инфраструктуру. Изменение схемы софинансирования из федерального бюджета приведёт к тому, что в 2014 году размер льготного коэффициента будет увеличен ориентировочно до 0,65. Так, полная сумма расходов за предоставление услуг инфраструктуры в 2013 году ожидается в размере 1 160,5 млн руб. При этом субъектам выставляется к оплате 1% от этой суммы – 11,6 млн руб. При изменении льготного тарифа субъектам будет предъявлена к возмещению сумма 754,3 млн руб.


- Представители региональных администраций высказывают недовольство повышением арендной платы за подвижной состав и инженерную инфраструктуру.


– Действительно, ОАО «РЖД» приняло решение о повышении цен на услуги, оказываемые пригородным пассажирским компаниям в 2013 году. Указанное решение дифференцированно, и предусматривает 15-процентное повышение исключительно в отношении стоимости услуг по техническому обслуживанию, ремонтам и управлению и эксплуатации подвижным составом. В отношении платы за пользование подвижным составом уровень индексации составил 5,6%.


Данная индексация обусловлена прежде всего политикой сдерживания роста цен, реализованной ОАО «РЖД» в 2011 - 2012 годах по требованию субъектов РФ. Так, в 2011 году ставки по аренде подвижного состава не индексировались, в 2012 году индексация составила 6% и всё равно, в 2013 году темп роста цен на услуги ОАО «РЖД» значительно отстаёт от темпа роста ИЦП промышленной продукции (на 26,2%).


- Какая тактика может стать наиболее эффективной в разрешении финансовых споров между ППК и субъектами РФ: продолжение переговоров или судебные процессы?


– Одно другого не исключает. Диалог должен строиться на поиске совместных, взаимовыгодных решений по обеспечению транспортной доступности населения. Поэтому значение переговорного процесса в этом случае нельзя недооценивать. Такая работа ведётся и будет продолжена в дальнейшем. В случаях, когда мы не находим взаимопонимания, решение будет приниматься в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Беседовал Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30