15 ноября 2018 15:31
фото: архив "КЖ"

Высокая миссия

Внедрение новых технологий и информационных систем выводит здравоохранение магистрали на новый уровень

Руководитель Красноярской дирекции здравоохранения Виктория Родионова рассказала корреспонденту «КЖ» о том, какую роль в её судьбе сыграла железная дорога, и о том, как эффективная профилактика и ранняя доклиническая диагностика влияют на здоровье и качество жизни железнодорожников.
‒ Виктория Вениаминовна, как связала вас жизнь с железной дорогой?

‒ Я родилась в Красноярске и по месту жительства поступила в школу №28, которая в те времена была железнодорожной. Естественно, школа сотрудничала с железной дорогой, проводилась среди ребят активная профориентационная работа. К нам на открытые уроки приходили железнодорожники, мы ходили на экскурсии на предприятия магистрали. Уже тогда я осознанно воспринимала железную дорогу не только как транспортную и производственную, но и как огромную социальную структуру.

‒ А когда выбор был сделан в пользу медицины?

‒ Ещё в детстве хотела стать врачом, понимала, что медицина – интересная и прогрессивная наука, которая никогда не стоит на месте. В общем, с выбором будущей профессии сложностей у меня не было – в 1980 году поступила в Красноярский медицинский институт, по специальности «лечебное дело» успешно окончила его через шесть лет. А вот тут уже стрелка моего пути и перевелась на железную дорогу. По распределению я пришла в интернатуру дорожной больницы. Попасть сюда было непросто, но, видимо, мои успехи в учёбе повлияли на то распределение. Успешно окончив интернатуру, я начала практику цехового врача-терапевта в поликлинике дорожной больницы.

‒ Терапевт – это солдат передового края медицины. Врач, с которого начинается история любой болезни. На первых порах было трудно?

‒ Цеховой терапевт – главная медицинская должность, напрямую привязанная к каждому работнику отрасли. Цеховой терапевт знает о состоянии здоровья стоящих на учёте работников, готовит их к прохождению медкомиссий, в межкомиссионный период регулярно обследует, занимается профилактикой, следит, чтоб их здоровье было крепким. В те времена – конец 80-х – начало 90 годов – жилось нам довольно сложно: и страна переживала тяжёлые времена, и медицина жила непросто, но в железнодорожной отрасли был сохранён институт цехового терапевта. ОАО «РЖД» – одна из немногих корпораций, где осталась своя медицин-ская структура, инфраструктура и цеховая служба. Мне не было трудно, потому что свою работу я всегда любила.

‒ А как переключились на руководящую деятельность?

‒ Случилось это независимо от моих желаний и в большей степени случайно. Через три года работы цеховым терапевтом мне предложили возглавить отделение. Честно, не хотела соглашаться – мне очень нравилось работать с больными, к тому же, тогда я получила новую врачебную специализацию. Но жизнь сложилась так, что от этого предложения нельзя было отказаться, тем более коллектив отделения хотел, чтобы у него был «свой» руководитель.

Потом мне предложили возглавить дорожную врачебно-экспертную комиссию. Шаг за шагом я росла в должности. В 2001 году мне предложили перейти во врачебно-санитарную службу железной дороги, на должность первого заместителя начальника службы. Опять возникли сомнения, опасения, новая работа была совершенно не знакома, но случилось всё так, как случилось: я приняла это предложение, а в 2005-м возглавила нашу дирекцию.

‒ Кто из старших коллег повлиял на вас как на молодого врача в годы становления в профессии?

‒ Таких людей много. С особым чувством признательности отношусь к Анатолию Леонидовичу Прадедовичу, бывшему главному врачу нашей больницы, который являлся непререкаемым авторитетом благодаря своему высокому профессионализму и опыту. Практический вклад в моё становление как специалиста внесли тогда Кленина Татьяна Ивановна, Быстрова Галина Ивановна, Волкова Лариса Васильевна, Мяхор Евгения Давыдовна, Иокст Тамара Александровна и многие другие, очень дорогие мне люди, настоящие врачи и организаторы здравоохранения. Моя свекровь Саклакова Анна Афанасьевна тоже была для меня образцом верности врачебной профессии. Она практически всю жизнь отработала врачом-педиатром Дорожной клинической больницы на ст. Красноярск ОАО «РЖД». Кстати сказать, мой сын, несмотря на то, что не поддержал профессионально врачебную династию, выбрал железнодорожную ‒ он работает экономистом в управлении Красноярской железной дороги.

‒ Как менялась железнодорожная медицина за долгие годы её существования?

‒ Росла и крепла, перевооружалась научно и технически, всегда получала самые передовые технологии, но миссия её за всё время существования железных дорог России оставалась одной: поддерживать, охранять и укреплять здоровье работников.

Сейчас уже далеко не многие компании могут похвастать своей собственной системой здравоохранения, в особенности на транспорте. Таких мощностей, как у ОАО «РЖД», нет ни у кого. И очень отрадно, что роль здравоохранения прописана во всех программных документах компании, она не только не уменьшается, но её значимость и ответ-ственность ещё более возрастают.

Нельзя не сказать, чем располагает сегодня собственно Красноярская дирекция здравоохранения. Она представлена восьмью лечебными учреждениями, из них две больницы и шесть поликлиник. Дорожная больница на станции Красноярск – это круглосуточный стационар на 398 коек, два стационара дневного пребывания, дорожная поликлиника и стоматологическая поликлиника. В структуру дорожной больницы входит передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (святитель Лука)». Стоит сказать и о нашей больнице на 45 коек на станции Саянская, и о шести отделенческих и узловых поликлиниках на линии. Мы полностью сохранили линейный метод обслуживания, медицинские комиссии и пункты ПРМО.

‒ Наша дорожная больница всегда отличалась тем, что работать здесь считалось престижным. Наверное, в том числе и в силу постоянной связи с передовой наукой?

‒ Безусловно. На базе дорожной больницы функционируют 10 кафедр Красноярского медуниверситета. Это уникальное объединение фундаментальной науки и медицинской практики. У нас практикуются еженедельные профессорские обходы и ежедневные хирургические конференции. Не буду скромничать, у больницы была и остаётся высокая клиническая репутация.

‒ Что можно сказать об уровне здоровья красноярских железнодорожников на данный момент?

‒ Показатели здоровья населения оцениваются целым спектром отдельных показателей и величин. Это общая и впервые выявленная заболеваемость, болезненность, временная утрата трудоспособности и многое другое. Оценивая эти факторы, с уверенностью говорю: от года к году уровень здоровья железнодорожников растёт. С чем это связано? Во-первых, с тем, что мы ведём строгий отбор на работу по здоровью. Затем проводим систему мер по поддержанию здоровья работающих: контроль за состоянием здоровья людей на амбулаторном этапе и меры профилактики. И, конечно, мы располагаем самыми высокотехнологичными видами медицинской помощи, доступными в наших стационарах. Это, безусловно, заслуга ОАО «РЖД». Существующая ситуация даёт нам право говорить, что своевременная диагностика и грамотный выбор медицинского учреждения для лечения наших пациентов являются определяющими в повышении уровня здоровья работников. Если раньше, по стандартам 30-летней давности человек, который заболевал гипертонической или ишемической болезнью сердца, должен был покинуть ряды довольно большого круга профессий, то сегодня, при нынешней эффективности медицины работник, заболевший такими недугами, при ранней их диагностике сохраняет свою работу, сохраняет качество жизни. Он может долгое время успешно работать и замечательно жить, если мы выполнили одну из своих главных задач – диагностировали заболевание на доклинической стадии.

‒ А если говорить о перспективах здравоохранения на Красноярской дороге?

‒ Мы стараемся не отставать от решения всех задач, поставленных сегодня руководством страны и компании в области охраны здоровья. Наши лечебные учреждения преображаются, Дорожная клиническая больница на ст. Красноярск меняет свой облик и становится всё более современной. Но гораздо важнее эффективные изменения внутри системы, направленные на улучшение качества работы, медицинский персонал. Это развитие информационных систем, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий. Я горжусь тем, что являюсь частью этой великой силы «РЖД-медицина», которая славна своими вековыми традициями и непрерывным поступательным развитием.
Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31