19 ноября 2018 03:54
фото: Владимир Литвинов

Прекрасная сложная жизнь

Красноярский машинист Михаил Аксёнов 46 лет водил поезда

Накануне международного дня пожилых людей корреспонденты «КЖ» навестили легендарного машиниста, почётного железнодорожника, кавалера Ордена трудовой славы, путешественника и заядлого рыбака.
Михаилу Сергеевичу 81 год. Из них 46 лет он водил поезда на Красноярской магистрали, а после официального выхода на пенсию продолжил работу в других подразделениях дороги. На заслуженный отдых вышел в 76 лет. Насладившись свободным временем, через три года снова устроился на работу ‒ в совет ветеранов локомотивного депо Красноярск.

‒ Это получилось само собой, ‒ рассказывает Михаил Аксёнов. – Я живу в железнодорожном доме, и работники совета ветеранов часто просили занести моим соседям какие-нибудь документы на подпись или передать подарки к празднику. В конце концов предложили вступить в ряды тех, кто заботится о пенсионерах-локомотивщиках.

Михаил Сергеевич настолько обаятельный и деликатный человек, что о нём тоже хочется позаботиться. Так и поступает уже много лет подряд семья работников локомотивного депо Красноярск Игоря и Натальи Довидонис.

‒ Эти прекрасные люди приходят ко мне, чтобы помочь с генеральной уборкой, постоянно угощают домашними продуктами и булочками, которые печёт их мама Людмила Семёновна, ‒ рассказывает железнодорожник. – А ещё каждый день звонят, чтобы справиться о моём здоровье. Если приглашают в гости, то я никогда не уезжаю на автобусе, меня подвозит до дома их сын Вадим.

Растроганный пожилой человек не понимает, чем заслужил такую чудесную дружбу. Но любому, кто пообщается с ним хотя бы полчаса, будет понятно, чем. Каков сам Михаил Сергеевич – таковы и его друзья.

Про трудолюбие, стойкость духа и чувство ответственности даже говорить не стоит, эти качества свойственны многим людям старой закалки. Трудовая книжка почётного железнодорожника Михаила Аксёнова похожа на увесистый справочник: в ней много вкладышей и 151 запись о поощрениях. Не удивительно, что именно этому машинисту доверили вести северокорейского лидера Ким Ир Сена по участку Красноярск – Уяр. Хотя попал на железную дорогу наш герой-ветеран совершенно случайно. Первый паровоз в своей жизни школьник Миша из села Бражное Канского района увидел в 14 лет и говорит, что ужасно испугался. Ещё через несколько лет вместе с другом подавал документы в Иркутский геологический институт, а друг не поступил, после чего Михаил из солидарности с ним вернулся домой. Парни решили учиться на помощников машинистов. А что, профессия перспективная и оплачивается хорошо.

Всего за пять лет Михаил Аксёнов, которого распределили в депо Красноярск, повысил квалификацию до машиниста первого класса. В то время как у других на это уходило минимум девять лет.

‒ Мне разрешали сдавать экзамены на повышение квалификации, потому что были уверены: я справлюсь, ‒ вспоминает Михаил Сергеевич.

Так он стал самым молодым машинистом первого класса на Красноярской железной дороге.

В годы работы наш герой проявил себя как активист бережливого производства, предложив индивидуальный подход к корректировке норм топливно-энергетических ресурсов. Правда, в то время не было термина «бережливое производство», зато родное депо вышло в ряды передовиков по экономии.Также в годы работы Михаил выступал за Красноярскую магистраль в спортивных состязаниях, у него первый разряд по лыжам и по велоспорту.

Сейчас Михаил Сергеевич живёт один. Верным компаньоном ему стала собачка Умка породы бельгийский гриффон. Вместе они совершают прогулки по городу, читают газеты и даже ездят на рыбалку. Умка понимает все простые фразы и может исполнять просьбы хозяина.

Что касается рыбалки – это большая страсть Михаила Аксёнова с 1973 года. Лет двадцать подряд заядлый рыболов в компании коллег или друзей ездил в Туруханск и Курейку. Рассказывает о нельмах по 19 и 28 килограммов. И о том, как Умка, попробовав однажды тайменя, наотрез отказалась есть осетрину.

На пенсии он начал путешествовать. Вместе с сыном побывал в десяти странах, среди которых Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия и Филиппины. После того, как, по его словам, «схватил инфаркт», путешественник снизил обороты странствий. Правда, не по своей воле. Говорит, дети волнуются за его здоровье.

Михаил Аксёнов из тех людей, о которых можно написать книгу о достойной человеческой жизни, полной радостей, трудностей и удивительных поворотов судьбы.
Дарья Кравченко