14 ноября 2018 00:12
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Владимир Литвинов

По рельсам, как по маслу

Проект бережливого производства, предложенный Дорожным центром диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, стал чемпионом полигона Красноярской магистрали по запланированному экономическому эффекту в 2018 году

Благодаря соглашению, достигнутому на уровне главных инженеров Красноярской и Восточно-Сибирской дорог, удалось получить разрешение на отцепку вагона-рельсосмазывателя, курсирующего в составе пассажирского поезда Красноярск – Северобайкальск, по станции Тайшет, то есть до выхода за границы Красноярской дороги. Это решение позволило сэкономить в итоге более двух миллионов рублей.
– На полигоне Красноярской железной дороги планомерно реализуются ресурсосберегающие мероприятия в системе «Колесо – рельс», – рассказывает начальник производственно-технического отдела ДИЦДМ Алексей Шефер. – Лубрикация позволяет снижать расходы на тягу поездов и повышать безопасность движения за счёт экономии ресурса колёсных пар и рельсов. В границах Красноярской железной дороги установленную технологию лубрикации обеспечивают четыре вагона-рельсосмазывателя.

По своему профилю и количеству кривых наша дорога имеет предрасположенность к повышенному износу элементов системы колесо-рельс.

С учётом климатических условий, суточных перепадов температур и грузонапряжённости Красноярская магистраль является одной из самых сложных на сети. Эти особенности определяют высокую степень чув-ствительности к отклонениям как в содержании пути и подвижного состава, так и в реализации профилактической работы по системе «Колесо – рельс».

В рамках концепции развития технологии лубрикации зоны контакта колёс и рельсов на сети дорог, утверждённой распоряжением ОАО «РЖД», вагоны-рельсосмазыватели применяются в составе пассажирских поездов. Существуют специальные нормативы периодичности нанесения смазки в зону контакта колесо – рельс на участках с различной грузонапряжённостью.

– Проблема заключалась в том, что существующий на полигоне парк вагонов-рельсосмазывателей не позволял соблюдать требуемую периодичность лубрикации по южному ходу, – объясняет ответственный за реализацию проекта бережливого производства, инженер производственно-технического отдела ДИЦДМ Евгений Гапеев. – Не обеспечивалась периодичность проходов вагонами-рельсосмазывателями ещё по нескольким направлениям, в том числе Красноярск – Тайшет, Красноярск – Карабула, Абакан – Ачинск, Ачинск – Лесосибирск.

Систематическое наблюдение за состоянием смазочного слоя в кривых малого радиуса показало, что периодически происходит истощение смазочного слоя в пятне контакта. Это значит, что установленный режим лубрикации не является оптимальным.

6-2.jpg

При этом вагон-рельсосмазыватель, курсирующий в составе пассажирского поезда Красноярск – Северобайкальск, вынужден был следовать по территории Восточно-Сибирской дороги из-за отсутствия технической возможности отцепить его по станции Тайшет.

Необходимо отметить, что участок Тайшет – Северобайкальск ежесуточно обеспечивался проходом вагона-рельсосмазывателя приписки ДИЦДМ Восточно-Сибирской железной дороги. А причина двухлетнего присутствия на этом участке рельсосмазывателя красноярской приписки заключалась не только в отсутствии возможности проводить отцепку и прицепку по станции Тайшет, но и потребностью в смазывании участка Саянская – Тайшет.

В 2018 году разрешение на оборот по станции Тайшет было официально получено.

– Совершенствование системы организации и управления вагонами-рельсосмазывателями через сокращение плеча обслуживания вагонов-рельсосмазывателей на участке Тайшет – Северобайкальск Восточно-Сибирской железной дороги позволило оптимизировать расходы на лубрикацию, а также повысить количество проходов этих вагонов на участках Красноярской железной дороги, – рассказывает Евгений Гапеев. – Если говорить терминами, официально принятыми в системе бережливого производства, то мы применили кайдзен – метод совершенствования технологии.

Ведущий экономист ДИЦДМ Лидия Шайдурова поясняет, что, поскольку основной причиной недостаточной периодичности смазывания рельсов по южному ходу было использование парка вагонов-рельсосмазывателей красноярского ДИЦДМ на участках Восточно-Сибирской железной дороги общей протяжённостью 1063 километра, это отнимало у вагонов-рельсосмазывателей 29 часов 38 минут – время в пути следования пассажирского поезда Красноярск – Северобайкальск. При этом Краснояр-ская дорога несла затраты на пробег вагона. Для прицепки вагона к пассажирскому поезду на конечной станции также требовались дополнительные средства.

Исходя из этих показателей, в результате оптимизации технологии лубрикации рельсов общий экономический эффект от сокращения плеча обслуживания Тайшет – Северобайкальск составил 6,175 миллиона рублей. Дополнительным бонусом от реализации проекта стало увеличение частоты прохода рельсосмазывателей по участкам Красноярской железной дороги. За счёт этого перераспределения ресурсов итоговый «чистый» экономический эффект стал равен 2,4 миллиона.
Дарья Кравченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30