14 декабря 2018 18:22
фото: Дарья Кравченко

«Доехать» до культуры

Благодаря проекту «Музыкальные вокзалы Красноярска» пассажиры открывают для себя волшебство классики

Имя заслуженного артиста России, основателя, бессменного художественного руководителя и дирижёра муниципального камерного оркестра, кандидата искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой струнных инструментов Красноярской академии музыки и театра Михаила Бенюмова известно во всей России. С Красноярской железной дорогой дирижёра связывает проект «Музыкальные вокзалы Красноярска».
3-4.jpg

Михаил Бенюмов,
художественный руководитель Красноярского камерного оркестра

– Михаил Иосифович, поделитесь вашим мнением о праздновании Международного дня культуры, который отмечается 15 апреля?

– Культура не может быть только один день в году. В идеале она должна присутствовать повсеместно каждый день, каждый час, минуту, секунду. Если хотите, из сотен определений я бы остановился на том, которое разъясняет это понятие как передачу новому поколению навыков, знаний, идей.

Культура, красота создаются в мире человеком. Подумать только, что являла бы собой наша планета, не будь на ней собора Санта-Мария-дель-Фьоре, фресок Микеланджело, стихов Пушкина и Цветаевой, картин Сурикова, Врубеля, Пикассо, музыки Моцарта и Баха! Наш мир был бы сер и скучен.

Музыка – одна из нитей, связывающая человека с бесконечностью. Служить ей – величайшее наслаждение и ответственность, серьёзная миссия. Ведь от того, как пройдёт концерт, зависит, поверят ли люди в то, что в этом мире рядом с тяготами и цинизмом есть идеал. И пусть совершенство, возможно, недостижимо, но именно к нему стремятся не только артисты, но и все люди в меру своих сил.

– А как приобщить тех, кто никогда не был в концертном зале и не наслаждался живыми звуками музыки классиков?

– Действительно, как? Если у артиста есть возможность ежедневно «общаться» с гениями, то далёкий от музыки человек очень редко к ней обращается. Это сродни тому, когда почти у каждого в доме есть библиотека, но очень редко её хозяин открывает томик Шекспира, перечитывает Достоевского и Пастернака. То же происходит и с музыкальными произведениями.
Сегодня послушать музыку можно в концертных залах или в крайнем случае в Интернете, но редкий человек открывает для себя её волшебство. А ведь это огромный океан полифонии. И если по каким-то причинам люди не идут в залы, значит нам, артистам, надо идти к ним, таким образом приобщая потенциального зрителя к музыкальной культуре. Наш коллектив старается участвовать во всех городских, краевых и международных проектах, которые дают каждому человеку возможность узнать, что такое камерный оркестр.

Например, мы с удовольствием участвовали в проекте «Музыкальные вокзалы Красноярска». И, к своему удивлению, открыли для себя новые площадки с прекрасной акустикой на вокзалах Красноярск, Базаиха, Енисей. Видимо, не зря сто лет назад архитекторы создавали вокзалы как культурные центры, где пассажиры и горожане наслаждались творчеством артистов и музыкантов. Сегодня необходимо возрождать эти традиции.

Есть такая шутка: человека спрашивают: «Играете ли вы на рояле?», а он отвечает: «Не знаю, не пробовал». И когда на вокзале люди с интересом останавливались, заворожённые звуками скрипки и виолончели, флейты, то можно было сказать: «Они попробовали, почувствовали вкус классической музыки». И есть даже факты, что некоторые из тех, кто случайно попал под «полифоническое воздействие» на железнодорожном вокзале, увлеклись, заинтересовались, отправились на концерт в залы филармонии. И это замечательно!

‒ Какие проекты коллектив камерного оркестра может предложить сегодня своим слушателям, в числе которых и железнодорожники?

‒ В нашем репертуаре очень много сочинений разных композиторов. Но сегодня зрителям недостаточно просто исполнения произведений. Им нужна концепция, какая-то образовательная идея. И мы стараемся это делать. Например, в проекте «Энциклопедия оркестровой музыки» мы исполняем произведения «барокко»: Баха, Генделя, Вивальди и других композиторов. Зрители не только узнают имена авторов, но и через звуки, мелодии получают чувственное представление о той эпохе.

Ещё один проект, который мы недавно подготовили для наших слушателей, называется «Скрипка и её семейство». Наши зрители не только услышат волшебные звуки скрипичных инструментов: альта (виолы), виолончели, контрабаса и, собственно, скрипки, но и смогут поговорить с музыкантами, которые устроят для них мастер-класс. Особо любопытные смогут прикоснуться к струнам, издававшим волшебные звуки в руках Никколо Паганини и Давида Ойстраха, Юлии Фишер и Ванессы Мэй. 22 апреля пройдёт премьера этого концерта в Доме офицеров. Там впервые прозвучит сюита, которую написал талантливый красноярский композитор Пётр Казимир. В этой программе он выступает и в роли дирижёра.

А слова к музыке написал Данила Шестаков – прекрасный скрипач, работающий в Красноярском камерном оркестре со дня основания. Цикл стихотворений «Скрипка и её семейство» ‒ его дебют в качестве автора, раньше в этой ипостаси его знали только друзья и коллеги. Читать стихи будет постоянная ведущая «Воскресной школы» Юлия Позднякова. А сольные партии исполнят лауреаты международных конкурсов Елена Типляшина и Ян Ефремов (скрипка), Оксана Герасименко (альт), Илья Николаев (виолончель), Дмитрий Ребров (контрабас).

‒ Планируются ли новые совместные проекты с Красноярской железной дорогой?

‒ Во-первых, мы обязательно побываем с концертами на обновлённом железнодорожном вокзале в Ачинске. Кроме того, у нас есть идея, созвучная теме, заданной в Год добровольца и волонтёра. Если в Красноярске есть театры, концертные залы, площадки, на которых всегда можно увидеть не только краевых артистов, но и российские международные творческие коллективы, то жителям дальних станций магистрали повезло меньше: «доехать» до культуры им сложно. И тогда мы можем использовать наш метод – приехать к ним по железной дороге.
Мы хотим предложить начальнику Красноярской магистрали Владимиру Гарольдовичу Рейнгардту организовать «Музыкальный вагон», который будет следовать по отдалённым станциям. И наш оркестр будет разворачивать свои инструменты буквально под синим небом в чистом поле, чтобы жители маленьких городов и посёлков услышали шедевры мировой классики. Ведь культура должна быть доступна всем.
Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30