14 декабря 2018 17:13
фото: Дарья Кравченко

«Зелёный» вагон

Техническую базу Центра охраны окружающей среды дороги пополнила новая передвижная лаборатория

Экологический вагон-лаборатория предназначен для мониторинга, оценки состояния и предупреждения риска загрязнения окружающей среды.
Снаружи подвижной состав выглядит как обычный пассажирский, но если заглянуть внутрь, сразу понимаешь: это прекрасно оснащённая передвижная лаборатория. Здесь присутствует весь набор приборов и оборудования, которые позволяют следить за качеством атмосферного воздуха, воды и почвы. К тому же, созданы условия, чтобы выполнять быстрый анализ химического состава проб на превышение предельно допустимых значений.

Начальник вагона-лаборатории Светлана Михальченко в своё время окончила факультет железнодорожного техникума «Водоснабжение, канализация, очистка промышленных и сточных вод». Затем получила высшее экономическое образование в СГУПСе.

Выбор «магистрального» направления профессиональной деятельности не был случаен. Её отец, Алексей Шутовский, работал на Красноярской дороге ревизором по безопасности, а дед ‒ дорожным мастером на станции Точилино. На Октябрьской железной дороге трудится её сестра-двойняшка. А сама Светлана в течение нескольких лет была ведущим инженером путевой машинной станции №48, где в её профессиональные обязанности входили в том числе и вопросы экологии.

Вместе со Светланой Михальченко мы отправляемся на экскурсию по вагону.

Конечно, главное здесь – место, где проводятся анализы проб. Это пространство функционально разделено на несколько секций с учётом всех требований эргономики. В каждом отсеке лаборанты совершают определённые химические исследования инструментально-аналитического контроля. Для этого есть всё необходимое: холодильник для проб и реактивов, термокамеры, сушильный электрошкаф и многое другое.

‒ Замечательные условия для работы, ‒ признаётся инженер Александр Ильин. – Всё под рукой.

Александр окончил химический факультет Сибирского федерального университета. Он говорит, что работа в лаборатории оставляет место для творчества. Ведь в исследованиях материалов, взятых на анализ, никогда не бывает одинаковых результатов. Поэтому иногда приходится искать нестандартные ответы на вопросы. Например, пробы дымовых газов берутся в разных котельных, где используются пылегазоочистные установки различных модификаций. Поэтому для поиска истинных причин, которые влияют на качество атмосферы, нужны не только канонические знания химии и практический опыт, но и умение неординарно подойти к анализу результатов.

Светлана Михальченко отмечает, что для полноценной работы лаборатории необходимы не только оборудование, реактивы и классные специалисты, но и хорошие бытовые условия. Ведь коллективу приходится часто колесить по Красноярской дороге, и командировки длятся несколько дней.

Путешествовать в составе лаборатории вполне комфортно. Вагон отделан современными материалами, оборудован новейшими системами вентиляции и кондиционирования. А отопление работает как от дизеля, так и от твёрдого топлива, и эффективно, даже когда за бортом минус 30 градусов.

Есть и другие немаловажные нюансы. Например, удобные душевая и туалетная комнаты, купе на одного-двух человек и кухня, где можно приготовить еду по своему вкусу. Бытовые условия созданы оптимальные, поэтому специалисты могут полностью отдавать свои силы работе, не отвлекаясь на мелочи.

К работе выездной бригады у руководителей претензий нет – коллектив на хорошем счету. Начальник Центра окружающей среды Красноярской железной дороги Виктор Макушин говорит, что благодаря передвижной лаборатории специалисты могут охватывать удалённые станции для проведения производственного контроля, выявлять и предотвращать негативное воздействие на окружающую среду, не требуя приглашения в качестве подрядчиков сторонних организаций.

‒ Учитывая процессы развития производственного комплекса дороги, необходимо вести систематический контроль состояния окружающей среды, и экологический вагон-лаборатория ‒ мощное подспорье для этой важнейшей работы, ‒ заключает начальник красноярского Центра окружающей среды Виктор Макушин.
Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31