19 сентября 2018 09:09
фото: ИД «Гудок»

Без напряжения

Специалисты физкультурно-оздоровительного центра эксплуатационного локомотивного депо Абакан-2 проводят профилактику утомления работников локомотивных бригад

Важным условием обеспечения безопасности движения поездов является правильная организация труда и отдыха локомотивных бригад. В связи с особенностью работы в границах участка обслуживания эксплуатационного локомотивного депо Абакан-2, для локомотивных бригад организованы мониторинг и сопровождение специалистов, в том числе работников физкультурно-оздоровительного центра и психологов.
– Столь пристальное внимание к психофизическому состоянию машинистов и помощников обусловлено спецификой их трудовой деятельности. Удлинение тяговых плеч влечёт за собой сильную утомляемость локомотивной бригады, особенно в ночное время, ‒ говорит руководитель центра, кандидат психологических наук Ольга Якоцуц.

Основной причиной утомления локомотивной бригады являются интенсивная и длительная рабочая нагрузка, а также воздействие на организм неблагоприятных факторов среды, например, шума и вибрации. Это создаёт повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс. Часто к этому добавляется нарушение рационального режима труда, отдыха и питания, а порой и наличие вредных привычек.

Как было выявлено в результате опроса, признаки напряжения начинают возникать уже после преодоления 250 км дороги. Такое состояние бывает неравномерным в течение суток: в дневное время пик снижения работоспособности приходится на пятый‒шестой час от начала смены, а в ночное ‒ уже на четвёртый‒пятый часы от начала смены. Колебания уровня бдительности могут иметь место днём в послеобеденное время (12.00 ‒ 13.00, 15.00 ‒ 16.00), а ночью ‒ к моменту окончания поездки (5.00 – 6.00).

Важную роль в появлении утомления играет также отношение человека к выполняемой работе. Иногда такое состояние связано не только со снижением уровня психофизиологических ресурсов, но и с низкой мотивацией к труду, наличием социально-бытовых конфликтов, а также нехваткой профессионального опыта, которые работник компенсирует повышенным эмоциональным напряжением во время поездки. При этом учащаются дыхание и сердцебиение, усиливается потоотделение. А продуктивность работы снижается.

В абаканском депо осуществляется целый комплекс мероприятий, направленных на преодоление утомления. В частности, организация рабочего места локомотивной бригады ‒ оно должно соответствовать антропометрическим данным и психофизиологическим возможностям человека. Высокую работоспособность машиниста и помощника обеспечивает также оптимальная рабочая поза, выбор которой зависит от величины мышечных усилий во время работы, точности и скорости движений. Помимо учёта эргономических характеристик, необходимо и сопровождение психофизиологического состояния локомотивной бригады, которое проводят в физкультурно-оздоровительном центре.

При проведении профилактики внимание физиолога направлено на три категории: группа работников, имеющих 60 и более часов сверхурочной работы; группа сотрудников, у которых с момента окончания последнего отпуска прошло более 10 месяцев, и группа со снижением результатов динамического контроля функционального состояния.

Методические рекомендации по профилактике утомления и сохранению профессиональной работоспособности в процессе трудовой деятельности локомотивных бригад, созданные специалистами научно-клинического центра ОАО «РЖД», включают диагностику состояния утомления в состав расширенного психофизиологического обследования. На Красноярской магистрали эта процедура проводится на базе психофизиологических подразделений НУЗ ОАО «РЖД» в поликлинике на станции Абакан.

В физкультурно-оздоровительном центре Абаканского депо для профилактики утомления локомотивным бригадам предлагаются восстановительные мероприятия на антистрессовой психофизиологической аудиовизуальной вибротактильной системе «Сенсориум». Её работа основана на одновременной синхронной зрительной и слуховой стимуляции наряду с передачей через тело человека акустических волн низких частот (вибротактильная стимуляция). Всё это проходит на фоне специально подобранных музыкальных произведений и позволяет достигнуть эффекта быстрого успокоения, а также глубокой мышечной и умственной релаксации.

Запатентованная технология позволяет вибрациям проникать в тело, обеспечивая захватывающую гамму переживаний, освобождающих человека от психоэмоционального напряжения. Время оздоровительного сеанса составляет 15‒30 минут, и этого достаточно для восстановления баланса и повышения работоспособности.

Важную роль в профилактике утомления играет репаративный (восстановительный) массаж, который проводится 2‒3 раза в неделю, длительностью 30‒35 минут.

Кроме того, один раз в неделю машинистам и помощникам рекомендуется посещать сауну (15‒25 мин). Эффективен и метод магнитотерапии, в основе которого воздействие на организм человека магнитными полями с восстановительно-профилактическими целями.

Все эти мероприятия помогают обеспечить правильный отдых и организацию труда локомотивных бригад.
Ирина Шалыгина