22 июня 2018 02:30

Вагонник и немножко поэт

Отменное здоровье, ясный ум и чувство юмора он сохранил и на 85-м году жизни

Бывшему осмотрщику-ремонтнику вагонов Михаилу Николаевскому, человеку удивительных качеств и интереснейшей судьбы, 8 ноября исполняется 85 лет.
Свой род он ведёт от дворовых людей великого московского князя Ивана III. В том роду позднее были и будённовский конармеец, и убитый большевиками священник, и украинцы, и калмыки. В хитросплетениях веток своего генеалогического древа Михаил Серафимович разбирается при помощи Интернета, уверенным пользователем которого является благодаря младшему сыну.

10-1.jpg

– Вы, наверное, увлечённый дачник? – я обращаю внимание на камуфляжный костюм гостя редакции.

– Не совсем. Хотя у меня целых две дачи, за которые я никому ничего не плачу!

Дачами он называет свои таёжные заимки. Михаил Серафимович – заядлый охотник.

Правда, пришлось передать всё охотничье имущество сыну – зрение подводит в последние годы. Но похвастаться старику есть чем – и сохатого добывал, и маралов, и соболей, когда все отпуска проводил в тайге. Он и сейчас может скрутить из картона охотничий рожок и зазвать оленя. Правда, сам он родом не из лесных мест. Родился в Поволжье, откуда его родители бежали от голода. Рос в оренбургских степях. Война застала его на Урале. На заводе по строительству трамвайных вагонов собирал секретное изделие БМ-13 – реактивные снаряды для «катюш». После войны пошёл работать на железную дорогу. Был и путейцем, и кочегаром паровоза, и составителем поездов. В армии три с лишним года прослужил в железнодорожных войсках, участвовал в строительстве дорог, прорубал трассу в горах. А перед демобилизацией «заболел» Сибирью, полюбив командиров из Красноярья.

– Такие дельные, строгие, широкой души, но очень ответственные люди. Много рассказывали про тайгу, про свой край. В общем, я решил во что бы то ни стало уехать жить на Енисей. Вот и приехал – бушлат, сапоги и фанерный солдатский чемоданчик. Конечно, устроился на железную дорогу. Освоил новую для себя профессию – осмотрщика вагонов. И 32 года отдал работе в Красноярском вагонном депо.

У Николаевского удивительная память. Кажется, он помнит «в лицо» каждый вагон, прошедший через его руки, все выявленные поломки и браки. Словно это было вчера вечером. Вся полувековая эволюция транспорта прошла на его глазах: переход на автосцепку, переход на электротягу, четырёхосные вагоны...

Сильным, умелым, умным специалистом был Николаевский в вагонном хозяйстве. Однажды даже написал письмо в МПС, требуя убрать с главного хода все двухосные вагоны как источник аварийности, с документальным обоснованием своего требования. И даже не ожидал, что через несколько дней в депо позвонят из министерства, вызовут к телефону его, простого работягу, и с ним будет беседовать сам референт министра и от имени последнего объявит Николаевскому благодарность.

Что такое дорожная школа сегодня? Большое техническое мероприятие с участием огромного круга лиц. А в 1984 году рабочий Николаевский лично организовал свою собственную школу для передачи коллегам опыта работы по обнаружению неисправностей роликового буксового узла на всех видах использовавшихся тогда вагонов.

Другая часть жизни Михаила Серафимовича – творческая. Он пишет стихи. Пусть любительские, порой чересчур эмоциональные, но искренние и добрые. О природе, о любви к женщине. Читает наизусть, правда, только друзьям и знакомым, не стяжая поэтических лавров.

А главная любимая и любящая слушательница его произведений – жена Ольга Яковлевна Яселевич, известный в крае живописец. Кстати, к таёжничеству, охоте и рыболовству Николаевский пристрастил многих именитых красноярских художников, которые с любовью называют его «наш лесной дед».
Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30