21 ноября 2018 20:41

160 км в час под водой

Сооружение в 1994 году железнодорожного тоннеля под проливом Ла-Манш открыло человечеству новые представления о скорости, времени и расстояниях

Железнодорожный тоннель под проливом Ла-Манш, вот уже почти 20 лет соединяющий Францию и Великобританию, сделал британские острова частью единой континентальной Европы. В недалёком будущем Евротоннель может стать и частью евроазиатского железнодорожного транспортного коридора TRACECA от Британии до Южной Кореи через Россию протяжённостью более 12000 км.

 

Евротоннель торжественно открыт 6 мая 1994 года королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном. Тоннель залегает на глубине 40 м под проливом, над его сооружением семь лет трудились 13 тыс. рабочих и инженеров. В год через тоннель следует около восьми млн пассажиров.

 

Сегодня Евротоннель занимает третье место в мире по протяжённости после японского тоннеля Сэйкан, соединяющего с 1988 года острова Хонсю и Хоккайдо, и Готардского тоннеля в Швейцарии, открытие движения по которому планируется только в 2017 году. Пока же 51-километровый Евротоннель, 39 км которого проходит непосредственно под водой, в Старом Свете называют самым грандиозным инфраструктурным проектом среди тех, что ещё не оправдали себя с финансовой стороны. Вздорожавший в ходе строительства почти в два раза, а в итоге обошедшийся в 10 млрд фунтов стерлингов, Евротоннель даже в самые удачные для себя годы приносил прибыль, не превышавшую одного-двух млн евро. При такой арифметике получается, что затраты на строительство подводного путепровода окупятся лет через… 1000. Но значит ли это, что симпатичная идея связать континентальную Европу и Британию железнодорожным экспресс-сообщением изначально была ошибочной?

 

Сегодня Евротоннель, сберегая бесценное время деловым людям, символизирует новую эру и привлекательную идею для обычных путешественников. Очень важно, что из центра одной европейской столицы попадаешь непосредственно в центр другой, прелесть чего я сам ощутил весной 2009 года. Высокоскоростная магистраль LGV Nord Europe даёт возможность туристу, проснувшись и позавтракав на Елисейских полях, купить билет за 150 евро на комфортабельный высокоскоростной поезд TGV Eurostar и уже через два с половиной часа очутиться на международном вокзале Сент-Панкрас в центре британской столицы. Впереди ещё длинный день, можно заглянуть в лондонский Тауэр или Вестминстерское Аббатство, отдохнуть в семейном парке аттракционов, неспешно пройтись по пешеходному мосту через Темзу, Британскому музею или Национальной галерее, пообедать, послушать оперу в Ковент-Гардене, а к полуночи обратным экспрессом вернуться в Париж, даже не потратившись на гостиницу! Среди туристов популярны однодневные туры эконом-класса между Парижем, Лондоном и Брюсселем. На самолёте при сопоставимых ценах и времени в пути путешествие будет менее приятным из-за трансфера и необходимости задолго до рейса являться в аэропорт, а поездка на автобусе, позволяя сэкономить в деньгах, обернётся потерей восьми-девяти часов.

 

В 2012 году, во время Олимпийских игр в Лондоне, благодаря техническому прогрессу поездка из Парижа в Лондон через Евротоннель сократилась и теперь занимает всего два часа 15 минут. По наземным участкам экспрессы Eurostar развивают скорость до 300 км/ч, в тоннеле максимальная скорость снижается до 160 км/ч, поезд преодолевает его всего за 30 мин.

 

Компания Eurostar, оператор Евротоннеля, загружает его высокоскоростными пассажирскими экспрессами ровно на две трети. Остальной трафик выбирают челночные поезда Eurotunnel Shuttle, транспортирующие автобусы, легковые автомобили и фургоны; грузовые поезда, перевозящие грузовики, разные грузы и контейнеры.

 

В истории Евротоннеля были и неприятные моменты. В сентябре 2008 года в тоннеле случился пожар, от отравления угарным газом пострадали 14 человек, после чего движение возобновилось только 23 февраля 2009 года. Холодной зимой 2009-2010 годов в тоннеле несколько раз останавливались поезда. Выяснилось, что у экспрессов Eurostar недостаточно защищены токопроводящие линии и подвагонное пространство. Это было тщательно изучено в ОАО «РЖД», что отразилось в модернизации курсирующих в России поездов «Сапсан» и «Ласточка».

 

В сентябре 2013 года на международном инвестиционном форуме в Сочи один из крупных российских банкиров, анализируя финансовые результаты Евротоннеля за 20 лет, сказал, что железнодорожный путь под Ла-Маншем лучше было бы и не строить. Сердцу европейца трудно в это поверить. Да, проект не окупился в деньгах. Но не это главное. Гуманитарное, цивилизационное значение Евротоннеля нельзя переоценить. Он сблизил народы и государства, создал новые, немыслимые прежде представления о времени и расстояниях, новое качество жизни для миллионов путешественников.

 

Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31