17 ноября 2018 11:37
фото: Евгений Надалинский

Скорость за доступную цену

Разработаны организационная и финансовая модели проекта строительства ВСМ Москва – Казань

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань признано важным национальным приоритетом, вследствие чего государство предоставит проекту мощную финансовую поддержку и беспрецедентные налоговые льготы. Около 160 км новой магистрали пройдёт по полигону Московской железной дороги.

 

Уточнены ключевые параметры ВСМ: общая длина линии от Москвы до Казани составит 770 км бесстыкового пути. Потребуются новые вокзальные комплексы во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани. Проектом предусмотрена также организация станций в промышленных центрах Ногинск, Орехово-Зуево (МЖД), Ковров, Гороховец, Дзержинск. Как сообщил 27 сентября на Международном инвестиционном форуме в Сочи глава ОАО «Скоростные магистрали», первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, предстоит построить около 300 искусственных сооружений, 117 км эстакад, три больших моста через Волгу, Оку и Суру. Ежесуточно планируется осуществлять до 24 рейсов в обе стороны, а если пассажиропоток возрастёт, – то и больше. Предусматривается возможность курсирования здесь поездов «Сапсан», «Ласточка» и ускоренных электропоездов.

 

Уже обсчитана предполагаемая стоимость проезда – она составит от двух до восьми руб. за один км пути. Билет от Москвы до Казани (время в пути 3,5 час.) будет стоить 3,8 тыс. руб. в ценах 2018 года. За билет от Москвы до Чебоксар придётся заплатить 3,5 тыс. руб. (три часа в дороге), до Нижнего Новгорода – 2,8 тыс. руб. (один час 50 мин.), до Владимира – за 1,8 тыс. руб. (50 мин.). К 2020-му году годовой пассажиропоток ВСМ может достигнуть 7,4 млн человек. По прогнозам, самым популярным станет маршрут Москва – Нижний Новгород – 3,3 млн человек в год, далее Москва – Казань – 2,09 млн пассажиров. К 2030 году ежегодный пассажиропоток ВСМ составит 10 млн человек.

 

Стоимость строительства, согласно актуализированным расчётам и обоснованию инвестиций, увеличилась на 140 млрд руб., достигнув 1,068 трлн руб., из которых почти две трети выделит государство. В инвестиционные затраты включены строительство новых вокзалов (37 млрд руб.) и закупка подвижного состава (50 млрд руб.). Стоимость строительства одного км дороги составит примерно 1,4 млрд руб. (около 32 млн евро). Учитывая геологическую и геодезическую сложность линии, её эстакадную насыщенность, рельеф местности, необходимость сооружения новых крупных мостов это не так много.

 

Сопоставимые по затратам проекты в мире осуществлялись в куда более комфортных условиях, но обошлись не дешевле. Например, в Германии строительство ВСМ Франкфурт – Кёльн стоило 32 млн евро за км, а в Японии строительство одного км ВСМ Синкансен – 35 млн евро, при этом японская магистраль полностью отделена от обычной железной дороги, а немецкая – частично совмещена с ней. Российское государство станет главным собственником ВСМ, передав всю инфраструктуру в аренду ОАО «РЖД». Расчётный срок окупаемости мегапроекта – 40 лет.

 

Мультиплицирующий эффект от ВСМ заключается в импульсе, который магистраль даст для экономического роста и развития бизнесов в других отраслях на обширной и густонаселённой территории в зоне притяжения ВСМ. Совокупный прирост валового внутреннего продукта в сближающихся регионах и агломерациях может втрое превысить объём инвестиций в проект.

 

Актуализированная финансовая модель ВСМ предусматривает, что 62,7% от стоимости проекта профинансирует государство, остальное составят частные инвестиции. 300 млрд руб. поступит в виде субсидий от государства на этапе строительства, 150 млрд руб. – из Фонда национального благосостояния, 139 млрд руб. – через Пенсионный фонд РФ, 100 млрд руб. – за счёт выпуска инфраструктурных облигаций, 81 млрд руб. составят бюджетные гранты. Непосредственно ОАО «РЖД» инвестирует 30,8 млрд руб., из которых 2,2 млрд – уже в 2013 году, на этапе проектирования. Вклад частных партнёров на завершающем этапе строительства составит около 43 млрд руб. Более 220 млрд руб. компания привлечёт в виде кредитов под госгарантии. Важным условием успешного строительства, как отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, является освобождение железнодорожного холдинга от налога на имущество и налога на добавленную стоимость на пассажирские перевозки. Принципиальное решение об этом одобрено главой государства и согласовано на правительственном уровне.

 

Ожидаемый срок завершения строительства – май 2018 года, в канун чемпионата мира по футболу в России. С началом эксплуатации ОАО «РЖД» планирует арендовать высокоскоростную магистраль, компания же будет осуществлять перевозку пассажиров и продажу билетов.

 

Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31