21 ноября 2018 00:47
фото: Евгений Надалинский

Ключ к прогрессу – технологии и инновации

МЖД – крепкое звено компании «Российские железные дороги»

Как объявили в сентябре столичные власти, строительство железнодорожной эстакады на Малом кольце в районе международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити» завершится в марте 2014 года. К этому времени планируется возобновление организованного движения грузовых поездов по реконструированному двухпутному участку Пресня – Канатчиково. О ходе реконструкции Малого кольца МЖД и программе развития Московского железнодорожного узла в канун Дня компании «Московскому железнодорожнику» рассказывает главный инженер МЖД Сергей Вязанкин.

 

– Сергей Аркадьевич, главный вопрос, который волнует всех, укладывается ли реконструкция Малого кольца в установленный жёсткий график?

 

– Задача перед нами стоит очень напряжённая, учитывая сжатые сроки, колоссальные объёмы и сложность работ, существующие грузовые перевозки на Малом кольце. Но мы должны быть деятельными оптимистами, чтобы к концу 2015 года успешно завершить проект. Работы по реконструкции Малого кольца находятся под постоянным контролем руководства ОАО «РЖД», Московской железной дороги. Пока все этапы идут строго по плану.

 

Есть и вопросы. Например, снос гаражных кооперативов, опоясывающих Малое кольцо. Это необходимо для строительства третьего главного пути. Согласно достигнутому с правительством Москвы соглашению, оценивать стоимость ликвидируемых объектов и выплачивать денежную компенсацию будут власти столицы. За работы по сносу объектов отвечает МЖД по согласованию с правительством Москвы.

 

Помимо строительства 39 км третьего главного пути надо реконструировать 33 искусственных сооружения, находящихся на балансе ОАО «РЖД», и девять сооружений – за счёт правительства Москвы. Думаю, к концу 2014 года с искусственными сооружениями мы закончим.

 

– Что делается в эти осенние дни?

 

– Завершается реконструкция станций Пресни и Канатчиково и начинается реконструкция станций Лихоборы, Владыкино, Братцево, Ростокино, Черкизово. Реконструкция станции Лефортово завершается за счёт средств города. Третий главный путь активно сооружается на перегонах Лефортово – Черкизово, Ростокино – Владыкино, на перегоне Владыкино – Белокаменная ведём отсыпку земляного полотна. На ряде участков производится смена первых и вторых путей.

 

– Какие инновации предполагаются на будущей пассажирской линии?

 

– Их много. Впервые за более чем вековую историю Малого кольца проводится полная электрификация магистрали. Предстоит построить две новые модульные тяговые подстанции, реконструировать три существующие. Если сейчас применяется напряжение 10 киловольт, то новые подстанции будут переоборудованы на 20, что более прогрессивно и экономично.

 

В хозяйстве энергетики планируется установить самые современные цифровые приборы, счётчики. Контактную сеть смонтируют из новейших высокопрочных материалов. Новации коснутся и устройств связи, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Проектом предусмотрена новейшая система автоблокировки с интервальным регулированием, которые позволят варьировать межпоездные интервалы движения, менять блок-участки, согласуясь с пассажиропотоком. То есть блок-участки смогут уменьшаться и увеличиваться в зависимости от интервалов. Таким образом рост пассажиропотока будет достигнут не за счёт больших скоростей, а за счёт такта. На первом этапе интервал движения в попутном следовании составит 10 минут, а в последующем минимальный интервал составит всего шесть. Пропускная способность магистрали будет высокая.

 

– Что ещё сделают для удобства пассажиров и безопасности движения?

 

– Освещение на всём Малом кольце предусмотрено светодиодное. Оно станет регулироваться в зависимости от нагрузки, чтобы включаться и выключаться в автоматизированном режиме. Кольцо на всём своём протяжении будет надёжно ограждено. Запроектированы шумовые экраны, тоннели и переходы для пешеходов. На станциях предусмотрены видеонаблюдение и оповещение пассажиров. Современные технические устройства позволят машинистам контролировать посадку-высадку пассажиров и в кривых участках. Информация станет поступать в Центр управления пригородным комплексом МЖД, где создадим отдельный диспетчерский круг для Малого кольца. В ЦУПК задействуем перспективные информационные технологии, в том числе спутниковые, для мониторинга технологических операций на кольце.

 

– Где электропоезда будут проходить техосмотр и ремонт?

 

– В специально построенном депо Подмосковная в столичном районе Сокол. Оно изначально создавалось именно под электропоезда для обслуживания Малого кольца. Несмотря на то что пока нет полной ясности с типом подвижного состава, уверен, что депо справится с любыми задачами. Ведь оно спроектировано как универсальное. В строй депо Подмосковная войдёт уже в начале 2014 года. Мыть, экипировать и готовить подвижной состав в рейс станут в моторвагонных депо Домодедово, Апрелевка. Пункты ночного отстоя электропоездов разместятся на станциях Пресня, Белокаменная и Андроновка.

 

После завершения реконструкции магистрали предусмотрена её обкатка. И если всё сложится нормально, то уже с 2016 года на Малом кольце можно запускать пассажирское движение.

 

– Сохранится ли грузовое движение по Малому кольцу?

 

– Оно станет значительно меньше. В идеале надо бы вообще от него отказаться, но, к сожалению, это невозможно. Сейчас к Малому кольцу примыкают подъездные пути 49 предприятий. Московские власти решают, какие производства убрать со станций кольца, какие оставить. Скажем, на станции Пресня, в центре Москвы, находятся три завода ЖБИ, экологически это неблагоприятно. Но завоз по кольцу продуктов питания, топлива, грузов жизнеобеспечения останется. Для этих минимальных грузоперевозок нам и нужен третий путь.

 

– Что нового ожидается по программе развития Мосжелдорузла?

 

– Наши профильные НИИ актуализировали программу развития Мосузла, проработав вопросы, связанные со скоростным и высокоскоростным движением. Чтобы увеличить пассажиропоток в Мосузле при существующих скоростях до 2020 года надо построить 226 км радиальных путей. А для высокоскоростного движения ещё дополнительные пути нужны. С учётом предстоящего в 2014 году начала строительства ВСМ Москва-Казань, организации скоростного движения в Сочи, реконструкции Малого кольца нужно тщательно просчитать, где станут ходить пригородные электропоезда, где поезда дальнего следования,а где – высокоскоростные. На какие вокзалы они будут прибывать, сколько для этого дополнительных путей надо проложить. Вся технология организации движения в Мосузле должна быть проанализирована в комплексе. Сейчас актуализированную программу предоставили нам для обсуждения. Всё нужно тщательно взвесить и продумать с учётом развития новых территорий Москвы.

 

– Некоторое время назад прорабатывалась идея связать эстакадным железнодорожным сообщением все три московских аэропорта...

 

– Расчёты показывают, что пассажиропоток из одного аэропорта в другой незначителен. Ради этого прокладывать эстакады нецелесообразно.

 

Сегодня от Белорусского вокзала ходит экспресс до Шереметьево, как альтернатива есть возможность организовать движение в Шереметьево и с Ленинградского вокзала, построив небольшой участок пути на Октябрьской железной дороге. В Домодедово тоже при желании можно отправлять экспрессы с Белорусского вокзала через Алексеевскую соединительную ветвь. Через Малое кольцо появится возможность курсирования экспрессов с Белорусского вокзала и во Внуково. Это перспективно и удобно.

 

– Труд на железной дороге с каждым годом становится более квалифицированным. Назрел ли сейчас вопрос вождения поезда в одно лицо?

 

– Я считаю, что все поезда, особенно экспрессы, сегодня должны управляться в одно лицо. И интеллектуальная система безопасности в кабине, и приборы контроля состояния машиниста, и другая современная техника позволяют это делать. В новых Правилах технической эксплуатации (ПТЭ) уже документально узаконено вождение в одно лицо. У нас на МЖД некоторые пассажирские поезда уже водит один машинист, например на участке Москва – Узуново. Так что в принципе этот вопрос сегодня назрел. Например, экспресс Москва – Рязань, делающий за два с половиной часа всего две остановки, можно смело вести в одно лицо. Или экспрессы Москва – Тула, Москва – Калуга. Существующая система безопасности не только подстраховывает машиниста, но и в случае потери им бдительности останавливает поезд. Вот в Японии, Объединённых Арабских Эмиратах ведь вообще без машиниста поезда ходят. Мировой прогресс в этой сфере очевиден. И это является важным ориентиром для Российских железных дорог.

 

Беседовал Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30