23 января 2018 19:06
фото: Евгений Надалинский

В жизни ничего менять не стал бы

Звание «Почётный железнодорожник» присвоено машинисту Константину Платонову за добросовестный труд и высокие производственные результаты

Встреча корреспондента «МоЖ» с Константином Платоновым, машинистом электропоезда моторвагонного депо Домодедово Московской дирекции моторвагонного подвижного состава, была назначена ровно на 12.05 на Павелецком вокзале. Почему такая точность? Да потому, что именно в 12.05 и ни минутой раньше или позже на вокзал прибывала электричка из Бирюлёво, которую вёл Константин Александрович.

 

В тот день к 12.05 он уже два раза «сгонял» в Бирюлёво и вернулся на Павелецкий вокзал. После небольшого перерыва, во время которого и состоялась наша беседа, ему предстояло ещё дважды повторить этот маршрут.

 

Повод для встречи был более чем важный и приятный: совсем недавно Константину Платонову приказом президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина было присвоено звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». Это – награда за добросовестный труд на железнодорожном транспорте и высокие производственные результаты...

 

С первых слов выяснилось, что новоиспечённый почётный железнодорожник никак не ожидал такой высокой оценки. По его суждению, он просто ежедневно выполняет свой долг и водит электропоезда. Правда, делает это он уже на протяжении почти 30 лет. И за все эти годы, как впоследствии выяснилось из разговора, не было ни одного нарекания. А когда я предположил, что за это, собственно говоря, и наградили, Константин удивлённо развёл руками, сказав, что по-другому работать он и не может: поезда должны приходить строго по расписанию, а пассажиры прибывать в пункт назначения без опозданий. Так было, есть и будет.

 

За годы работы машинистом подобная точность и обязательность прочно вошли в плоть и кровь этого человека. А ведь вырос он не в железнодорожной семье, как можно было бы подумать. Однако железной дорогой увлекался с детства.

 

Родом Константин из подмосковного Домодедово. Жил рядом с местным депо, куда не раз и не два приходил на экскурсию с классом. Очень нравилось тогда маленькому Косте смотреть на огромные локомотивы и вагоны. Тогда-то и зародилась в его голове мысль стать машинистом. А вкус газировки, которую можно было бесплатно попить из автоматов в цехах, он помнит до сих пор.

 

Окончив в 1982 году государственное профессионально-техническое училище №14 города Ожерелье Московской области, Константин Платонов пришёл на работу в локомотивное депо Домодедово Московской железной дороги помощником машиниста электропоезда. Начинал на электропоездах ЭР1 и ЭР2.

 

Ещё в детстве он был потрясён размерами поездов. А когда начал работать, поразился количеством кнопок, рычагов управления в кабине. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают…

 

Потом была служба в рядах Советской Армии и возвращение в родное депо.

 

Сейчас Константин Платонов с особой теплотой вспоминает своих наставников: Михаила Рыбина и Аркадия Андреева. Последний помог ему успешно подготовиться к экзаменам и получить права на управление электропоездом.

 

Так в 1990 году сбылась детская мечта Константина, и он уже сам встал у контроллера электропоезда. Теперь у него самого появился помощник, которого предстояло учить уму-разуму, знакомить с профессиональными секретами. А они есть, и их немало. Это только на первый взгляд кажется, что работа машиниста – дело нехитрое. Поезд идёт по рельсам, и свернуть ему некуда.

 

На самом деле нужно чувствовать состав, знать, когда вовремя снизить скорость, когда прибавить, как наиболее грамотно пройти поворот, спуск или подъём, уменьшить трение... Свои секреты есть и в том, как нужно управлять электропоездом в жару летом или в холод зимой, ведь температурный режим влияет на рельсы. Немаловажное значение имеет экономия электроэнергии, да и многое другое.

 

– А ответственность за пассажиров, – говорит Константин, – просто зашкаливает. В каждом вагоне электропоезда едут 100–120 человек, а вагонов таких – 10–12. И за всех в ответе – он, машинист.

 

Бывают и экстренные случаи. Чаще всего – это срыв стоп-крана. Конечно, такая незапланированная остановка – это стресс не только и не столько для пассажиров, сколько для машиниста. В таких нештатных ситуациях прежде всего на помощь приходят спокойствие и опыт.

 

За прошедшие годы Константин Александрович сам стал наставником молодёжи. На протяжении 18 лет он занимал должность старшего машиниста. Не будет преувеличением сказать, что через его руки прошли десятки помощников машинистов. О некоторых из них он и сейчас вспоминает с особой теплотой. Это – Михаил Голубков и Михаил Пичугин. Оба стали настоящими железнодорожниками.

 

Сейчас его помощник – Сергей Ковалёв. С ним вместе Константин водит электропоезд почти два года. Наверное, и сам Сергей уже скоро станет самостоятельно водить электропоезда.

 

Начальник моторвагонного депо Домодедово Андрей Щекотихин так говорит о машинисте Константине Платонове:

 

– Это исключительно обязательный и надёжный человек и работник. На этого человека всегда можно положиться, он никогда не подведёт, своё дело знает назубок, передаёт опыт молодым. Его отличают дисциплинированность, безотказность, аккуратность в работе. Побольше бы нам в депо таких профессионалов.

 

В отзывах же сослуживцев о нём также чаще всего фигурировали слова «надёжный» и «обязательный».

 

– Сегодня, – продолжает рассказывать Константин Платонов, – на Московской железной дороге идёт обновление парка. На смену старым электропоездам приходят машины ЭД4М. За ними будущее. И не далёк тот день, когда на полигоне МЖД появятся и суперсовременные пригородные «Ласточки» Siemens Desiro Rus. Это, скорее всего, произойдёт после Олимпиады в Сочи в 2014 году. Мы все на магистрали с нетерпением ждём новую технику.

 

– Если бы предложили всё начать сначала, – говорит мой собеседник, – наверное, опять пришёл бы на железную дорогу и стал машинистом. Так что кардинально что-либо менять в своей жизни вряд ли стал бы.

 

Константин Александрович женат, есть взрослый сын. Кстати, жена – из железнодорожной семьи. Хотя сын и не пошёл по стопам отца, сохраняется надежда, что династию могут продолжить внуки.

 

Конечно, в жизни есть не только работа. Сегодня хобби Константина Александровича – это дачный участок под Москвой, на котором строится дом, растёт сад, разбит огород. Есть и автомобиль, но за рулём, как правило, жена.

 

– Сам он, – говорит Константин, – успевает наездиться на работе.

 

С юности осталось ещё одно хобби – это тяжёлый рок. В далёкие 80-е годы прошлого века его кумирами были группы Led Zeppelin, Black Sabbath, Nazareth, Uriah Heep, Pink Floyd, Deep Purple. Кстати, это увлечение музыкой помогло Константину, когда он только пришёл в депо, устраивать там вечера отдыха и дискотеки. Впрочем, послушать эти группы он любит и сегодня.

 

Андрей Городнов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30