13 декабря 2018 02:32
фото: Евгений Надалинский

Малое кольцо меняет геометрию

На перегоне Лефортово – Андроновка для скоростных электричек крутой поворот сделают плавным

– К концу 2015 года на Московской кольцевой железной дороге будет создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура. Объём перевозок, которые начнутся в 2016 году, достигнет порядка 280 млн пассажиров в год, – объявил 25 мая в ходе поездки по Малому кольцу МЖД от Пресни до Лефортово в сопровождении руководителей Московской магистрали мэр столицы Сергей Собянин.


– К концу 2015 года на Московской кольцевой железной дороге будет создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура. Объём перевозок, которые начнутся в 2016 году, достигнет порядка 280 млн пассажиров в год, – объявил 25 мая в ходе поездки по Малому кольцу МЖД от Пресни до Лефортово в сопровождении руководителей Московской магистрали мэр столицы Сергей Собянин.


В ходе практического этапа реконструкции Малого кольца, который начался в 2012 году и продлится три года, строителям предстоит решить немало сложных технических и технологических задач, связанных с перепрофилированием грузовой магистрали в пассажирско-грузовую. Важнейшие этапы реконструкции – строительство 39 км третьего главного пути, укладка новых железнодорожных рельсов и стрелочных переводов, монтаж контактной сети, возведение двух новых тяговых подстанций и модернизация двух существующих, подъём мостов с низкими порталами, строительство 31 остановочного пункта и транспортно-пересадочного узла на каждом из них, прокладка пешеходных переходов и установка надёжного ограждения всей трассы.


Помимо этого предстоит решить и особо специфические проблемы. Ведь в начале XX века Малое московское кольцо построили, прямо скажем, не совсем круглым: на юге, в районе Канатчиково, оно проходит в пяти км от Кремля, прямо по центру современного города, а на северо-западе отступает от него на 12 км. При этом кольцо в некоторых местах имеет крутые радиусы-повороты путей, допустимые для грузового движения, но неприемлемые для скоростного движения городской электрички. Поэтому на ряде участков необходимо изменить заложенную более 100 лет назад геометрию и сгладить кривизну железнодорожных путей: чтобы электропоезд проносился по ним без потери темпа и в условиях абсолютной безопасности.
Необычная коллизия возникла в чётной горловине станции Лефортово, там, где магистраль делает крутой поворот в сторону Андроновки. Огибая при этом территорию, принадлежащую филиалу крупной нефтяной компании, имеющему свои подъездные пути необщего пользования, находящиеся (что редкость для МКЖД) не на внешней, а на внутренней стороне кольца.
В феврале двухлетний разрыв кольца в Лефортово был, наконец, закрыт, и организованное движение в размере 20 пар полносоставных поездов в сутки возобновилось. Это развязало строителям руки, дав возможность закрыть на реконструкцию участок Пресня – Канатчиково. В настоящее время грузовые поезда на перегоне Лефортово – Андроновка следуют по двум временным главным путям с ограничением скорости до 25 км/ч. К концу года должны быть уложены три постоянных главных пути, что, как разъяснил мне начальник Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций (ДЦС-1) Вячеслав Дмитриев, откроет возможность для организованного движения грузовых поездов с установленной скоростью 60 км/ч. В ходе реконструкции для монтажа контактной сети будущей пассажирской магистрали предстоит приподнять примерно на метр мост в Андроновке, по которому проходят пути рязанского направления МЖД. Эта операция тоже требует нестандартных решений, которые сейчас проектируются.


Чтобы сделать крутой поворот плавным, удобным для скоростного пассажирского движения, кольцо в южной горловине Лефортово изменит свою конфигурацию, радиусы станут более пологими. При этом железнодорожные пути по законам геометрии сместят свою траекторию на несколько метров – и, как легко догадаться, в сторону центра города. Но поскольку реконструкция происходит в Москве, где плотность застройки доведена до предела, а каждый квадратный метр на вес золота, решение геометрической задачи натолкнулось на ряд сложностей, связанных с правами хозяйствующих субъектов на землю.


– Территория, по которой должны быть проложены три главных пути, принадлежит сторонней организации, филиалу крупной нефтяной компании, – рассказал мне начальник станции Лефортово Сергей Андрюшечкин. – По новым, более плавным радиусам, железнодорожные пути захватывают эту территорию, прилегающую к полосе землеотвода магистрали, примерная площадь изъятия составит около одного гектара. Отчуждение на компенсационных условиях данного земельного участка в пользу Московской железной дороги сейчас является предметом переговоров, прежний собственник требует выплатить ему солидную сумму отступных, построить несколько зданий и подъездных путей. Окончательно вопрос должен быть решён к 1 августа 2013 года. Формула компромисса будет учитывать интересы всех сторон, и прежде всего – жителей столицы, будущих пассажиров.


Помимо земельного, проблема содержит ещё и технологический аспект, связанный с промышленной и транспортной безопасностью. Как пояснил начальник станции, филиал нефтяной компании, расширяющий деятельность, планирует иметь на своей территории пять подъездных путей необщего пользования общей ёмкостью 30 цистерн. Доставлять на объект предполагается бензин, относящийся, как известно, к первому классу опасных грузов. Чтобы подать цистерны под выгрузку, придётся с приёмоотправочных путей, находящихся, как и всюду на МКЖД, по внешней стороне, переводить состав на подъездные пути, располагающиеся внутри кольца. То есть цистерны с опасным, легко воспламеняющимся грузом будут пересекать главный ход. И это при действующей пассажирской линии, по которой через каждые пять минут станут курсировать электропоезда. Всё ли здесь продумано? С учётом большого числа клиентов-грузополучателей в Лефортово, такую рискованную и ответственную операцию непросто выполнить даже и в ночной перерыв.


Сейчас судьбой лефортовского пред-приятия-грузополучателя занимается большая межведомственная рабочая группа с участием железнодорожников под общей координацией вице-мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова. Одним из компромиссных вариантов решения проблемы со стороны МЖД видится предоставление филиалу нефтяной компании путей под разгрузку опасного груза за пределами Москвы, в Московской области. Такой выход может стать технологически оптимальным и наиболее отвечающим требованиям промышленной и транспортной безопасности – как для железной дороги, так и для города.


Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31