10 декабря 2018 22:21
фото: Евгений Надалинский

Летние перевозки по единой технологии

Технико-технологический совет по подготовке пассажирского комплекса к летним пассажирским перевозкам 2013 года состоялся 11 апреля в большом зале управления Московской железной дороги. Совет вёл начальник МЖД Владимир Молдавер.

Рекордная доля по пригороду

Подготовке к летним пассажирским перевозкам на Московской магистрали всегда уделялось пристальное внимание, отметил Владимир Ильич, открывая совет. К организации летних перевозок по заведённой на МЖД традиции принято подходить с максимальной ответственностью. Это связано с тем, что Московская дорога – прежде всего пассажирская, и высокий уровень перевозок в значительной мере влияет на всю ситуацию по сети. Особенность этого года состоит в том, что впервые подготовка к летним пассажирским перевозкам происходит в условиях завершения реформы на сети, новой организационной структуры, когда дорога функционирует в качестве РЦКУ, а подразделения производственного блока выделены в отдельные функциональные вертикали.

 

– Однако деятельность всех предприятий на полигоне дороги по-прежнему связана в едином и неразрывном технологическом процессе, – уверен В.Молдавер. – Главным результатом проведённых реформ должно быть улучшение обслуживания пассажиров как в дальнем, так и в пригородном сообщении.

 

За три последних года динамика роста пассажирооборота на Московской дороге обнадёживающая, даёт положительный результат. Объём пассажирских перевозок за этот период на полигоне дороги непрерывно растёт. Для сравнения, рост пассажирооборота за первый квартал: 2011 года – 105%, 2012 года – 111,7%. Первый квартал 2013 года дорога отработала с плюсом к аналогичному периоду прошлого года в 6,5%. И это на фоне того, что по сети в целом (на 0,7%) показатель снизился.

 

В пригородном сообщении пассажирооборот в первом квартале возрос на 12,3% при среднесетевом уровне 6,1%. Дорогой перевезено 140,3 млн пассажиров. Впервые за всю историю Московской магистрали достигнута доля 65% объёма перевезённых на сети пассажиров. Рост показателя к 2012 году составил 11,5%.

 

Столь весомые объёмы перевозок накладывают высокую ответственность по обеспечению их надёжности, повышению качества предоставляемых пассажирам услуг. Ведь пассажирские перевозки – большой социальный вопрос, подчеркнул докладчик. От уровня их организации, качества обслуживания населением даётся оценка работы ОАО «РЖД» в целом.

 

 

Сила в координации

 

Поскольку движение происходит по одним и тем же железнодорожным путям, для достижения успеха требуется чётко увязать в единую технологию и пассажирские, и пригородные, и грузовые перевозки. Гарантировать такую надёжную степень координации, чтобы и те, и другие, и третьи перевозки были обеспечены в полном объёме и с высоким качеством.

 

– При этом нельзя забывать о регламентных работах, в том числе и «окнах» по содержанию пути и других технических средств, – предостерёг Владимир Молдавер. – Нарушение, сбой хотя бы одного элемента этого взаимосвязанного и взаимозависимого процесса, будь то вагонное пассажирское депо или вокзал, неминуемо отрицательно скажется в конечном итоге на обслуживании пассажира. А это сегодня абсолютно недопустимо.

 

Все станции МЖД, моторвагонные и локомотивные депо обязаны работать как часы по приёму и отправлению поездов, своевременному обеспечению надёжным подвижным составом, локомотивами и локомотивными бригадами. И, конечно же, основной показатель качества перевозок – выполнение графика движения пассажирских и пригородных поездов. Этот вопрос, как подчеркнул В.Молдавер, сегодня один из самых актуальных. Да, на дороге успешно внедряются новые информационные технологии, лучше соблюдается порядок информирования пассажиров. Но статистика – вещь упрямая, она показывает, что необходимой точности на МЖД ещё не достигли. В марте выполнение расписания отправления со станций назначения на полигоне дороги ухудшено к прошлому году на 1,17% и составило 97,39% против 98,29% по сети. Выполнение расписания прибытия на станции посадки-высадки снижено на 1,31% и находится на уровне 97,25%, в то время как по сети – 96,95%. Выполнение расписания прибытия на станции назначения составило 97,17% против 99,03% в 2012 году и 97,82% по сети.

 

Одна из главных задач территориальных подразделений Федеральной пассажирской компании (ФПК) и профильных структур – это значительное улучшение санитарно-технического состояния поездов, исключение случаев некачественной подготовки составов в рейс. В отличном состоянии должны содержаться путь, устройства СЦБ, энергетики.

 

– Конечно, мы не можем забывать и вторую сторону вопроса – экономику пассажирских перевозок, убыточность которых должна неуклонно снижаться, – сказал руководитель магистрали. – Но убыточность пока ещё есть. Это важнейшая задача как для дальних пассажирских перевозок (тем более что они дотируются государством), так и для Центральной пригородной пассажирской компании, управленческого блока дороги и заместителей начальника дороги по территориям. Это основная для них функция: увязать взаимодействие руководителей субъектов Федерации и перевозчика в лице ОАО «ЦППК», решить вопросы софинансирования пригородных перевозок на местах в интересах пассажиров.

 

Произошли качественные изменения в технологии, уровне подвижного состава, скоростей движения поездов, комфорта в вагонах. Однако всё еще имеют место существенные недостатки и в работе пассажирского комплекса, и во взаимодействии с региональными властями. Об этом свидетельствуют жалобы пассажиров, касающиеся работы билетных касс, содержания пассажирских обустройств, дефицита билетов в отдельные периоды, обслуживания, невнимания к клиентам и так далее.

 

Пассажиры довольны не всегда

 

Больной вопрос – перенаселённость электропоездов в Мосузле в «пиковый» период, особенно утром, когда люди едут на работу. На ряде направлений пассажиры вынуждены пропускать по две-три электрички, чтобы сесть в поезд. Казалось бы, сегодня есть все технические возможности и условия, чтобы пускать 12-вагонные электропоезда. Но, к сожалению, такие моторвагонные депо, как Лобня, Нахабино и другие, не обеспечивают содержание и эксплуатацию 12-вагонных пригородных электропоездов. И это только из-за организационных вопросов, которые не решаются по вине моторвагонной дирекции.

 

При выполнении колоссальных объёмов пассажирских перевозок, к сожалению, не обеспечивается достаточный уровень безопасности движения. На Московской дороге это вопрос номер один. И для дальнего пассажирского, и для пригородного, и для грузового, маневрового, вывозного, передаточного движения. Здесь нужно постоянно вести работу, обеспечивать контроль силами ревизорского аппарата.

 

На выходе из зимы особую тревогу вызывает состояние пассажирских обустройств. В этот период, как показывает практика прошлых лет, необходимо вести массовый осмотр платформ, выявлять те, что находятся в аварийном состоянии, и принимать срочные меры.

 

– Мы пока не переломили представление локомотивных бригад моторвагонного комплекса о том, что пассажир – это наш клиент, которому мы предоставляем услуги, – сказал Владимир Молдавер. – И к нему нужно относиться бережно и уважительно. Анализ жалоб пассажиров выявляет проблемы, которые мы сами должны были заметить, но почему-то проходим мимо. Наше отношение должно выражаться выполнением графика движения, высокой культурой обслуживания, вниманием к людям.

 

Настораживает изменение динамики роста пассажирооборота в дальнем сообщении. В первом квартале 2013 года на железной дороге он увеличился только на 0,7% (при этом общее снижение по сети – на 2,8%). Хотя в 2011 и 2012 годах мы имели его стабильный прирост 3% и 3,3% соответственно. Увеличение объёмов пассажирских перевозок требует от Федеральной пассажирской компании выработки новых подходов к тарифной политике, к технологии организации перевозок.

 

Эти проблемы надо самым тщательным образом проанализировать, наметить как первоочередные, так и перспективные меры. Посмотреть, как будет складываться ситуация на год вперёд. Сегодня в Мосузле реализуется много пилотных проектов по пассажирским и пригородным перевозкам. 246 млрд руб. – это та инвестиционная программа, которую на МЖД в совокупности предстоит освоить до 2016 года.

 

График движения – это закон

 

– Для обеспечения пассажирских перевозок в 2013 году наиболее важным, с точки зрения всей эксплуатационной работы, является выполнение графика движения пассажирских и пригородных поездов, – подчеркнул начальник Московской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Леонид Рыжих. – Оценка пассажирами деятельности железнодорожников во многом зависит от соблюдения разработанного расписания.

 

В первом квартале 2013 года на Московской магистрали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года улучшены показатели отправления пассажирских поездов со станций формирования, оборота, пограничных станций. Вместе с тем хуже стал выполняться график движения по прибытию поездов на станции посадки и высадки в пути следования и по прибытию поездов на станции назначения. По вине Московского филиала ОАО «ФПК» допущено восемь отказов технических средств, не улучшается ситуация по подготовке международных поездов. Московскому филиалу ФПК предложено обратить особое внимание на подготовку подвижного состава к летним пассажирским перевозкам, организовать систему постоянного контроля за качеством подготовки подвижного состава в рейс.

 

В качестве обслуживания пассажиров в поездах наметились благоприятные тенденции.

 

– В целом за летний период 2012 года персонал поездных бригад отработал удовлетворительно, – отметил и.о. начальника Московского филиала ОАО «ФПК» Александр Хрищанович. – Для улучшения достигнутых показателей в настоящее время в компании проводятся рабочие собрания, технические занятия и другая профилактическая работа. Укомплектованность штата на период летних массовых перевозок составляет в Московском филиале ФПК 99,2%.

 

Представитель компании отметил, что для соблюдения контролируемых параметров качества необходимо привести помещения билетных касс в надлежащее состояние, соответствующее санитарным и техническим нормам, оборудовать кондиционерами...

 

В пригородном сообщении хуже сетевых на МЖД выполняются два показателя: по отправлению с начальных пунктов и прибытию на промежуточные станции. Задержки допущены по вине службы движения, Московской дирекции моторвагонного подвижного состава и службой пути. С начала 2013 года по вине подразделений Московской дирекции моторвагонного подвижного состава допущено 11 событий нарушения безопасности движения поездов, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По вине депо Перерва и Нахабино произошло по три события, депо Железнодорожная, Раменское, Апрелевка, Домодедово, Смоленск – по одному событию. По вине дирекции с графика движения сорвано по прибытию 965 пригородных и 44 пассажирских поезда, по отправлению – 242 пригородных и три пассажирских поезда.

 

Первый заместитель генерального директора ОАО «Центральная ППК» Руслан Лисневский сообщил радостную новость для студентов: вводится в обращение месячный абонементный билет с 50-процентной скидкой.

 

– Компания готова обеспечить летние перевозки на высоком уровне, – подтвердил Р.Лисневский. – Всего у нас 1143 билетных окна, на летний период дополнительно открывается ещё 131 билетное окно. ОАО «ЦППК» ведёт закупку и переоборудование подвижного состава, летом на межобластных маршрутах будут курсировать ещё четыре новых состава повышенной комфортности. Компания начала издавать собственную газету «Центральный пригород».

 

Об обеспечении надёжности нового графика движения пассажирских и пригородных поездов, вводящегося с 26 мая, доложил начальник Московской дирекции управления движением Александр Шинкарёв.

 

Внедрять менеджмент качества

 

– Основной причиной событий стало необеспечение надёжности подвижного состава вследствие некачественного ремонта, выполняемого в моторвагонных депо, – объявил Леонид Рыжих. – Как показывает анализ, там не работают должным образом в соответствии с требованиями системы менеджмента качества, не изучают и не устраняют причины возникновения отказов в работе, не проводят профилактической работы по недопущению нарушений в технологии ремонта узлов и деталей вагонов, не уделяют достаточного внимания обеспечению безопасности движения.

 

О мерах, принимаемых для устранения отмеченных недостатков, доложил начальник Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Дмитрий Долгачёв. Объясняя деповские проблемы, он посетовал на слабую работу Московского локомотиворемонтного завода, чем вызвана задержка в поступлении линейных колёсных пар. Выслушав его объяснения, Владимир Молдавер счёл их неубедительными, обратил внимание на проблемы перенаселённости в пригородных электричках и своевременной посадки-высадки пассажиров. В связи с этим начальник дороги потребовал шире использовать на самых напряжённых направлениях Мосузла 12- и 14-вагонные электропоезда, для курсирования которых уже существуют все необходимые технические условия.

 

Детское пассажирское лето

За летний период 2012 года было перевезено почти 145 тыс. детей, в связи с этим назначено 38 дополнительных поездов. В 2013 году принято заявок на перевозку более 160 тыс. ребят. Московским филиалом ФПК будет постоянно эксплуатироваться шесть детских поездов.

 

– Для перевозки детей, безопасного проследования детских групп по всему маршруту необходима организация отлаженного и бесперебойного технологического процесса с высокой ответственностью всех причастных – как работников Московской дороги, так и персонала Московского филиала ФПК и Московской дирекции железнодорожных вокзалов, – акцентировал Леонид Рыжих. – На каждом вокзале должны быть разработаны положения по обслуживанию детских групп, выделены специальные залы ожидания, сформированы посадочные бригады для оказания практической помощи при встрече и отправлении детей, на привокзальных площадях предусмотрены стоянки автотранспорта, доставляющего организованные группы юных путешественников.

 

Для перевозки детей в оздоровительные лагеря в летний период 2013 года планируется назначить не менее 15 дополнительных пригородных поездов, а в составах графиковых поездов выделить не менее 70 вагонов.

 

Тему организации летних пассажирских перевозок продолжил начальник Московской региональной дирекции ДЖВ Константин Кравцов, который подробно остановился на мерах антитеррористической направленности, усилении безопасности на вокзалах, сотрудничестве с сетевыми партнёрами. В летний период актуализируется и такая, на первый взгляд, непрофильная функция Московской РДЖВ, как помощь несовершеннолетним и семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Этому гуманитарному направлению деятельности большое внимание уделяет начальник ДЖВ Сергей Абрамов.

 

Отремонтировать пассажирские обустройства

 

В этом году за счёт средств МЖД предстоит капитальный ремонт 75 объектов на общую сумму почти 270 млн руб. В их числе – девять вокзалов, 56 платформ, шесть билетных касс. Программой капремонта запланирован ремонт пассажирских платформ по остановочным пунктам с большим пассажиропотоком – Лосиноостровская, Серп и Молот, Фабричная.

 

– Необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности пассажиров во время ремонтных работ, систематически заниматься профилактикой с целью недопущения случаев травмирования пассажиров, – нацелил Леонид Рыжих. – До начала летних перевозок обеспечить проведение косметического ремонта пассажирских обустройств и малых архитектурных форм.

 

Начальник Московской дирекции пассажирских обустройств Олег Копысов доложил, что около 80% платформ эксплуатируются уже 30 лет и более, 115 платформ находятся в аварийном состоянии, 700 – требуют капитального, а 400 – текущего ремонта. На ряде платформ наличествует риск самопроизвольного обрушения плит, только в апреле произошло девять таких случаев. Выявлено более 500 аварийных плит, 34 из них во избежание тяжёлых последствий обрушены принудительно. 2358 плит определены как подлежащие замене, и эта работа уже проводится. По плану в этом году предстоит модернизировать 34 платформы на 21 остановочном пункте.

 

Капитального ремонта на многих объектах и перегонах требует и верхнее строение пути.

 

По данным О.Копысова, 81 остановочный пункт на МЖД оснащён системой контроля АСОКУПЭ, всего действует 1820 турникетов. В 2013 году планируется сооружение 25 объектов АСОКУПЭ.

 

– Все хозяйства Московской магистрали в целом готовы к летним пассажирским перевозкам, – подвёл итог обсуждения Владимир Молдавер. – Все задачи нами проанализированы и решаются в плановом порядке, каких-либо форс-мажорных обстоятельств или проблем, требующих моего срочного вмешательства, нет. Желаю всем трудовых успехов в этой важной работе!

 

Факты: Всего ежесуточно на полигоне Московской железной дороги курсирует более 2700 электропоездов. Приписной парк Московской моторвагонной дирекции в первом квартале 2013 года составляет: 464 электропоезда постоянного тока, 22 электропоезда переменного тока, 46 рельсовых автобусов, 58 автомотрис серии АЧ-2, шесть дизель-поездов.

 

 В 2012 году на МЖД поступило 18 новых электропоездов ЭД4М и шесть рельсовых автобусов РА-2. В 2013 году получены один электропоезд ЭД4М и пять рельсовых автобусов РА-2. В 2012 году списано 173 устаревших вагона, из них 151 вагон электропоездов, девять вагонов дизель-поездов и 13 вагонов АЧ. В 2013 году уже списано 56 вагонов.

 

Инвентарный парк вагонов Московского филиала ФПК составляет 3486 штук, из них 2447 – с кондиционированием воздуха (70%). В 2013 году в пик летних перевозок планируется задействовать 3070 вагонов (87% инвентарного парка).

 

 В целом по Московской магистрали в графике движения 2013/14 года запланировано 285 пар пассажирских поездов (на восемь меньше, чем в прошлом году). Отменена часть пассажирских поездов сезонного назначения. Назначены шесть пар новых поездов, для которых разработаны расписания. Маршрут следования ряда поездов изменён.

 

В пригородном сообщении увеличено количество поездов по сравнению с прошлогодним графиком на 47 пар по рабочим и 20 пар по выходным дням. При этом всего по МЖД в сезоне 2013/14 года будет курсировать 1420 пар поездов по рабочим дням и 1305 пар по выходным (по Мосузлу – 1170 пар по рабочим дням и 1056 по выходным).

 

С 26 мая с Киевского вокзала начнут курсировать ускоренные поезда до Солнечной, а ещё через пару месяцев, в канун Дня железнодорожника, их маршрут будет продлён до станции Новопеределкино.

Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30