15 ноября 2018 15:34

Крепкий транспортный узел

Редакции газеты «Гудок» и журнала «РЖД-партнёр» не в первый раз проводят «круглый стол» на площадке МЖД. Выбранная в прошлом году тема была посвящена инновациям в управлении как важнейшему инструменту развития магистрали и её персонала. На нынешней встрече, открыл которую первый заместитель начальника МЖД Дмитрий Шулянский, было предложено обсудить, как развивается Московский транспортный узел.

 

Примечательно, что в этот же день мэр Москвы Сергей Собянин поднял данную тему в ходе встречи с депутатами муниципальных образований ВАО столицы.

 

– В городе запланирована реконструкция Малого кольца МЖД и путей железнодорожного сообщения, что позволит удвоить объём пригородных перевозок, – сказал мэр. – Правительство Москвы по соглашению с ОАО «РЖД» выделяет 14 млрд руб. на строительство четвёртого главного пути по горьковскому направлению пригородного сообщения. После реализации этого проекта поезда до Балашихи будут ходить каждые 10–15 минут. В настоящее время интервал движения поездов составляет час-полтора. Реконструкция МКЖД позволит выбирать удобный маршрут проезда жителям районов Метрогородок, Соколиная Гора и Перово.

 

Это невольное совпадение ещё раз подчёркивает важность проблем, поднятых журналистами, пригласившими на встречу в здание управления МЖД широкий круг людей, отвечающих за транспортное обслуживание Мосузла. В числе тех, кто принял участие в мероприятии, были заместитель начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Сергей Калинин, заместитель начальника МЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Олег Прохоров, начальник Московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Мартынов, начальник службы технической политики МЖД Алексей Щёлоков, заместитель начальника инвестиционной службы МЖД Кирилл Ясненко, заместитель начальника ДКРС-Москва ОАО «РЖД» Иван Редин, заместитель начальника отдела рельсовых видов транспорта департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Андрей Акимов, первый заместитель генерального директора ОАО «ЦППК» Руслан Лисневский, заместитель генерального директора ОАО «ЦППК» по маркетингу Дмитрий Хазов, заместитель генерального директора ОАО «МКЖД» по стратегическому развитию Алексей Петров, начальник производственно-технического отдела МРДЖВ Алексей Калупин. Вёл заседание «круглого стола» главный редактор газеты «Гудок» и журнала «РЖД-партнёр» Александр Ретюнин.

 

– Столичную магистраль по праву называют пассажирской. Эта её особенность определяет наши стратегические задачи развития, – сказал, открывая «круглый стол», первый заместитель начальника МЖД Дмитрий Шулянский, далее озвучивший впечатляющие результаты роста пассажирских перевозок в прошлом году. – Пассажирооборот в 2012 году вырос на 8,4%, а в пригородном сообщении – на 14,4%. На полигоне дороги со станций и остановочных пунктов отправлено 596 млн пассажиров, в том числе пригородных 569 млн. Это – 60% сетевого объёма.

 

Транспортные проблемы Московского региона – переполненные вагоны поездов метро и железной дороги, многокилометровые пробки на автодорогах, неблагополучная экологическая обстановка – заставляют искать пути выхода из создавшегося положения.

 

С этой целью в 2008 году была разработана генеральная схема развития Московского железнодорожного узла, реализация которой уже ведётся.

 

– Очень важной мерой в решении транспортных проблем города явится организация пассажирского движения на Малом кольце железной дороги, – продолжил Дмитрий Шулянский. – Можно сказать, что это один из ведущих проектов Москвы и компании ОАО «РЖД».

 

Реализация проекта осуществляется совместно с правительством Москвы и ОАО «РЖД» в соответствии с соглашением от 15 сентября 2008 года. В его рамках, наряду с развитием внутригородских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, предусматривается гармоничное развитие всей транспортной инфраструктуры, а также сопутствующих и дополнительных бизнесов.

 

– В 2011 году совместно с городом создана компания ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (ОАО «МКЖД»). Она осуществляет функции единого центра управления всеми работами, – пояснил Дмитрий Шулянский. – Для организации пассажирского движения на Малом кольце планируется построить 31 остановочный пункт, из которых 19 будут работать в составе транспортно-пересадочных узлов.

 

Конечно, одним только Малым кольцом задачи железнодорожников по развитию Московского транспортного узла не ограничиваются. Сегодня они, в частности, трудятся над реализацией проекта по организации движения скоростных электропоездов на участке Москва-пассажирская Киевская – Новопеределкино. Этот проект направлен на решение транспортных проблем ЗАО Москвы.

 

На МЖД продолжается также реализация проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры на территории функционирования железной дороги.

 

Сергей Калинин, перечислив возможности в сфере инфраструктуры, которые имеют столичные железнодорожники, отметил, что качество их использования оставляет желать лучшего.

 

– Соответствие услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом, потребностям пассажиров пригородного сообщения, нельзя считать оптимальным, – констатировал он. – Определённая часть населения, особенно представители среднего класса, переходят на автомобильный транспорт. Отдельные виды транспорта действуют обособленно друг от друга, создавая пассажирам неудобства, связанные с длительным ожиданием в пунктах пересадки, дополнительными финансовыми затратами, опозданиями. Более того, зачастую работа отдельного вида транспорта направлена на борьбу с конкурентами и вытеснение их с транспортного рынка. Однако существование пригородного сообщения как общественного вида транспорта и его дальнейшее развитие невозможны без серьёзной государственной поддержки, – сделал он вывод.

 

И вот здесь проблемы пока что имеются. В 2012 году доходы от пригородных перевозок с учётом установленных тарифов покрыли не более половины расходов. Это приводит к сокращению размеров движения. В ближайшее время возможен дефицит пропускных возможностей на всех радиальных направлениях Мосузла.

 

Олег Прохоров, контактирующий по роду деятельности с органами власти, рассказал о взаимодействии с правительством Москвы и Московской области в ходе реализации совместных программ по обеспечению безопасности на железнодорожных переездах и переходах и строительству разноуровневых развязок на пересечении автомобильных и железных дорог. Подчеркнём, что этому была посвящена и часть выступления Андрея Акимова.

 

– Строительство переходов и развязок – одно из направлений решения проблемы пробок, – считает Олег Прохоров. – К тому же это позволяет обеспечить безопасность движения для всех участников перевозочного процесса. С Москвой подписано соглашение о строительстве переходов и развязок. Очень важна эта проблема и для Подмосковья.

 

Выступление Андрея Мартынова было посвящено обеспечению грузовых перевозок в условиях существования приватного парка. Ведь столичный регион является мощным потребителем производственной продукции, в частности строительных грузов, чёрного металла, промсырья. Да и в столице производится немало продукции, которая отправляется в большинстве случаев в контейнерах.

 

– Необходимо развивать подъезные пути необщего пользования, – считает Андрей Мартынов. – Без этого не добиться хороших результатов, в частности, в выгрузке. Нужно искать пути решения проблем. В целом требуется современная логистика, нужны терминалы без заезда на Малое кольцо.

 

На решение как этих, так и других задач по развитию Московского транспортного узла требуются время и деньги. Что касается второго, то, по словам заместителя начальника инвестслужбы МЖД Кирилла Ясненко за 2009– 2012 годы в развитие инфраструктуры Мосузла и приобретение подвижного состава вложено свыше 84 млрд руб., а на 2013–2015 годы планируется потратить более 105 млрд руб. собственных средств. Кроме того, имеются проекты, планируемые к реализации за счёт средств из федерального бюджета и бюджета Москвы.

 

Обсудив основные направления развития Мосузла, участники «круглого стола» обменялись мнениями.

 

Вера Чубарова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30