19 ноября 2018 04:15

Народный музей

Музей истории локомотивного депо Курск вот уже почти 40 лет радует и гостей города, и самих деповчан своими экспозициями, поистине бесценным и столь бережно хранимым материалом. Недаром еще в 1990-м согласно приказу министра культуры РСФСР музею было присвоено звание «народный».

У диорамы боя Кировского полка народного ополчения. (Фото А. Денисова)Музей истории локомотивного депо Курск вот уже почти 40 лет радует и гостей города, и самих деповчан своими экспозициями, поистине бесценным и столь бережно хранимым материалом. Недаром еще в 1990-м согласно приказу министра культуры РСФСР музею было присвоено звание «народный».

 

В ноябре 1987-го музей получил второе рождение, переехав в просторное помещение бывшего красного уголка. Величавая тишина обволакивает славное прошлое курских железнодорожников. Взгляд скользит по строгим фотографиям Героев Советского Союза, заслуженных работников железнодорожного транспорта, почетных граждан города; на несколько минут замирает на макетах грузовых и пассажирских паровозах, тепловозах, электровозах — искреннее спасибо их автору, участнику Великой Отечественной, почетному железнодорожнику, ветерану депо Василию Ивановичу Долгих.

 

А вот замечательная диорама боя Кировского полка народного ополчения и легендарного бронепоезда №15 «Бесстрашный», построенного в депо, — и словно оказываешься в том, в суровом 1941-м, и в который раз преклоняешь голову перед героическим подвигом железнодорожников, участвовавших в обороне родного города… «Военные годы занимают особое место в нашем музее», — комментирует общественный директор, инженер по подготовке кадров депо Алина Петровна Михайлова. На десятерых одна граната, одна винтовка, но бойцы полка народного ополчения держались и отстояли Курск. И, конечно, вряд ли тогда они думали о том, что их имена будут увековечены потомками.

 

В период временной оккупации на Курском железнодорожном узле работала подпольная группа, около 120 работников депо находились в колоннах особого резерва НКПС, с риском для жизни доставляя оружие и боеприпасы на фронт.

У войны неженское лицо, но так ли это?.. Читаю одну из музейных записей: «28 ноября 1941 года на станции Шатилово во время боя помощник машиниста М.С.Козьменкова сумела привернуть водоприемный рукав, сорванный взрывом. Бронепоезд был спасен».

 

Никто не забыт и ничто не забыто. На территории локомотивного депо, помимо самого музея, создан настоящий историко-мемориальный комплекс: памятный знак 65 работникам депо, погибшим в годы Великой Отечественной; памятник помощнику машиниста А.Г.Козлову, погибшему при обороне Курска, выводя состав с артиллерийскими снарядами; памятник «Следы войны» в память о бомбежке 2 июля 1943 года, когда на железнодорожный узел было сброшено две тысячи авиабомб.

 

Наконец, паровоз ЭМ728-73, установленный на вечную стоянку в честь боевых и трудовых подвигов курских железнодорожников. Достойное место в депо отведено 145 почетным железнодорожникам, работавшим в депо в разное время, начиная с 1936 года по настоящее время. В нынешнем году, когда деповчане празднуют 140-летие своего предприятия, ряд экспозиций планируется обновить, появятся и новые, в частности, о современных достижениях курян. Например, стенды, освещающие профсоюзную работу, спортивную деятельность, галереи ветеранов, начальников и главных инженеров депо, трудившихся здесь в разные периоды.

Наталья Казакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30