14 декабря 2018 21:55

Наследие Карпова

100 лет назад в сибирском городе Томске родился человек, внесший свою яркую строку в историю железнодорожного транспорта. Отсюда начинался его путь к вершинам профессии, чтобы в конце 50-х годов, в расцвете жизненных, профессиональных и творческих сил приступить к выполнению задания особой важности — созданию Московской железной дороги. Той самой, какой знают ее нынешние железнодорожники. Имя его Леонид Анатольевич Карпов, Герой Социалистического Труда, архитектор и одновременно строитель столичной магистрали.

100 лет назад в сибирском городе Томске родился человек, внесший свою яркую строку в историю железнодорожного транспорта. Отсюда начинался его путь к вершинам профессии, чтобы в конце 50-х годов, в расцвете жизненных, профессиональных и творческих сил приступить к выполнению задания особой важности — созданию Московской железной дороги. Той самой, какой знают ее нынешние железнодорожники. Имя его Леонид Анатольевич Карпов, Герой Социалистического Труда, архитектор и одновременно строитель столичной магистрали.

 

Выдвинутая в начале прошлого года нынешним руководством Московской дороги, Советом ветеранов, Дорпрофсожем идея широко отметить 100-летний юбилей Леонида Анатольевича Карпова нашла широкую поддержку в многотысячном коллективе МЖД. И это закономерно. На дороге и по сей день трудятся люди, помнящие Леонида Анатольевича. Одни, как Виктор Ефимович Бирюков, первый главный инженер дороги, лишь на пять лет моложе Карпова, работал бок о бок с ним. Для других, Ивана Константиновича Левшина и Валерия Николаевича Донцова, занимавших в свое время должность первого заместителя начальника дороги, он стал крестным отцом, разглядевшим их профессиональные и организаторские способности. С третьими, как с дважды Героем Соцтруда Виктором Фадеевичем Соколовым, ковал мощь и авторитет крупнейшей в стране магистрали.

 

Программа празднования юбилея включала разнообразные мероприятия. Это и встречи ветеранов, работавших под началом этого легендарного человека, в музее Московской дороги, их выступления перед будущими железнодорожниками, подготовка и выпуск буклета, осуществленные коллективом газеты «Московский железнодорожник» совместно с музеем МЖД, и учреждение именных стипендий студентам Московского государственного университета путей сообщения и учащимся колледжей и техникумов, и благоустройство захоронения Леонида Анатольевича на Кузьминском кладбище в Москве.

 

Логическим завершением торжеств стали присвоение имени Карпова скоростному электропоезду, курсирующему между Москвой и Тулой, открытие в здании Управления дороги мемориальной доски и проведение научно-практической конференции, посвященной жизни и деятельности Л.А.Карпова.

 

altУтро 26 января 2006 года. Курский вокзал столицы, отмечающий в наступившем году 35-летие сдачи в эксплуатацию нового здания. Построенный в бытность Леонида Анатольевича, он отвечал всем техническим требованиям того времени.

 

С презентации на Курском вокзале Москвы межобластного электропоезда «Леонид Карпов» начался День памяти, приуроченный к 100-летию со дня рождения Л.А.Карпова, почти 20 лет руководившего столичной магистралью. Именно он во время объединения нескольких дорог определил ее нынешние границы: на самом деле изначально предполагалось заключить ее в пределы большого Московского окружного кольца.

 

В торжественном митинге приняли участие ветераны Московской дороги, ее руководители, сослуживцы Леонида Карпова, работающие по сей день, родные и близкие Леонида Анатольевича.

 

В своем выступлении начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко сказал:

 

— На Московской железной дороге с 1999 года действуют межобластные экспрессы на 11 маршрутах: они связывают столицу с такими городами Центральной России, как Тула, Рязань, Калуга, Ярославль, Дубна, Ясная Поляна, Орел, Щекино, Новомосковск, Владимир, Орехово-Зуево, Куровская. С Курского вокзала дорога отправляет большую часть этих комфортабельных поездов. Тульский экспресс преодолевает 194 километра, следуя в пути чуть более трех часов. Он был первым в новой технологии, именно поэтому решено связать навсегда имя первого начальника Московской железной дороги Леонида Анатольевича Карпова, стоявшего у истоков многих начинаний и внедрением передовых технологий своего времени, с первым экспрессом, появившимся на Московской железной дороге.

 

Есть и другие значимые причины увековечить память Леонида Карпова, пустив поезд его имени на Курском направлении. В годы войны в период Сталинградской битвы состоялась первая встреча Леонида Анатольевича Карпова с Московской железной дорогой. В ноябре 1942 года он был назначен начальником службы движения фронтовой Московско-Донбасской магистрали. Он считал большой честью работать на дороге, по которой грузы шли прямо на передовую, где организовывалась переброска войск и вооружений. И затем летом 1943 года в ходе танковых сражений на Курской дуге именно на этом направлении силами Московско-Донбасской дороги была организована бесперебойная доставка всего необходимого фронту. Тогда же начались восстановительные работы в подмосковном угольном бассейне, чтобы обеспечивать углем столицу и восточную часть европейской России, а также снабдить топливом действующий парк паровозов страны. Подмосковный бурый уголь, добыча которого в основном сосредоточена в Тульской области, доставлялась по Курскому направлению Московско-Донбасской железной дороги.

 

6 августа 1959 года Леонид Анатольевич Карпов был назначен начальником Московско-Курско-Донбасской железной дороги, которая 21 августа того же года была переименована в Московскую железную дорогу. Таким образом, в путевке на столичную магистраль ее первый начальник имел Курское направление.

 

На митинге также выступили Герой Социалистического Труда, почетный ветеран дороги, бывший машинист Юрий Чумаченко, вспомнивший славные вехи трудовой биографии своего соратника, и внук Леонида Карпова Федор Карпов, с гордостью носящий эту фамилию, который пожелал доброго пути поезду, отныне носящему имя его великого деда.

Плотный график этого дня не повлиял на значимость мероприятий, в которых приняли участие начальник дороги В.И.Старостенко, его заместители, руководители служб, начальники отделений и дирекций. Особую атмосферу придавало присутствие близких родственников Л.А.Карпова — его брата Анатолия, племянника, внука. После отправления именного поезда в рейс праздничные мероприятия переместились в Управление дороги. Именно здесь, на втором этаже, недалеко от большого зала была открыта мемориальная доска, напоминающая отныне, что в этом здании почти двадцать лет Карпов трудился в должности начальника дороги.

 

Отмечая его как собирателя дороги, нынешний руководитель магистрали В.И. Старостенко подчеркнул, что нынешние командиры и рядовые труженики магистрали вольно или невольно сверяют сегодняшние свершения с тем, как трудился коллектив в те годы, когда им руководил первый начальник дороги. Еще несколько минут и золотистая шелковая ткань слетает с памятной доски, изготовленной по заказу дороги скульптором Виктором Новиковым и заслуженным архитектором России Алексеем Тихоновым.

 

Жизненному пути Л.А.Карпова, его личности и роли в развитии и становлении Московской дороги был посвящен обстоятельный доклад В.И.Старостенко, открывший научно-практическую конференцию. В самом начале своего выступления Владимир Иванович отметил, что путевку в профессию он также получил в Томском железнодорожном техникуме. Л.А.Карпов, в то время уже возглавлявший Московскую магистраль, для него и его сверстников был подобен свету далекой звезды. Мог ли он тогда предполагать, что спустя десятилетия сам станет начальником Московской дороги?!

 

Сегодня столичная магистраль продолжает и развивает традиции, заложенные без малого полвека назад. Электрификация, строительство новых линий, укрепление локомотивного хозяйства, обновление пассажирского комплекса, развитие пропускных возможностей, создание информационно-вычислительного центра — все это было предметом забот начальника дороги и его штаба. Под его руководством были закончены работы по строительству и реконструкции Большого Окружного кольца, что позволило пустить поток транзитных поездов вокруг Москвы.

 

При его непосредственном участии получила развитие инициатива коллектива станции Люблино-сортировочная, одобренная в 1973 году ЦК КПСС, по наиболее эффективному использованию транспортных средств и повышению производительности труда. В то время простой транзитных вагонов с переработкой на этой станции составлял 4,8 часа. По прошествии более 30 лет в это трудно поверить. В 1970 году вводится сортировочная станция Орехово-Зуево, спустя семь лет станция Бекасово. Сейчас это крупнейшие сортировочные станции сети.

 

Железнодорожникам, пришедшим на дорогу в последние годы, сложно представить, как можно работать без того, что было сделано в те годы.

 

— Трудно переоценить роль Леонида Анатольевича Карпова в решении ряда значимых вопросов работы и развития Московской дороги, — подчеркнул В.И.Старостенко. — В 70-е годы была развернута дискуссия о целесообразности сохранения Малого кольца. Только благодаря твердой позиции Карпова удалось его сохранить. Другой вопрос — снос Рижского вокзала и закрытие пассажирской станции для строительства жилья. За такое решение выступали тогда многие влиятельные лица. Но благодаря опять же твердой позиции Московской дороги вопрос был снят с повестки дня. Сегодня Рижское направление обеспечивает значительные объемы перевозок в пригородном сообщении, что крайне удобно для москвичей.

 

Особый талант Л.А.Карпова как большого руководителя и организатора проявлялся в кадровых вопросах. Выдвиженцы Московской дороги занимали впоследствии большие посты в различных партийных, хозяйственных органах. В бытность Карпова начальником дороги представители столичной магистрали были удостоены Государственной премии СССР. Он воспитал преемника на пост начальника дороги.

 

— Заслуги Леонида Анатольевича Карпова не только в том, что он создал наиболее оптимальную по границам, высоко технически оснащенную и технологически совершенную дорогу, но и в том, что им была создана атмосфера творческого поиска методов улучшения работы, преемственность в подходах к решению самых сложных задач, подчеркнул в заключение В.И.Старостенко.

 

Выступившие в ходе конференции председатель Дорпрофсожа А.Д.Русак, первый главный инженер дороги, впоследствии заместитель председателя Госплана СССР В.Е.Бирюков, заслуженный работник транспорта И.К.Левшин и другие выступившие на конференции, отметили то, что они считают наследием Карпова.

 

В этот же день участники научно-практической конференции, люди, близко знавшие Л.А.Карпова посетили кладбище, на котором похоронен первый начальник Московской дороги, возложили венки и почтили его память.

 

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28