25 апреля 2018 19:34

От Казанки - на восток России

От Казанки — на восток России пошли поезда еще в середине XIX века

От Казанки — на восток России пошли поезда еще в середине XIX века

 

Первоначально железные дороги в России прокладывались вдоль старых гужевых трактов, что удобно связывало центр страны с ее окраинами.

 

Не была исключением и линия, что стала строиться от Москвы на восток, к берегам Волги и далее.

 

Дорога эта вначале именовалась Саратовской (1858 г.), а с 1862 года Московско-Рязанской. Частная компания, что взялась за решение этой задачи, с самого начала встретилась со значительными трудностями, приведшими к перерасходу средств, отсюда и масса недоделок. Задуманная с размахом на 700 верст с лихом, она едва дотянула до 117 верст, до Коломны. Пришлось в срочном порядке менять руководство строительством. Об этих обстоятельствах, в том числе и о появлении левой колеи, наша газета писала в №28 от 20.07.2007 г.

 

Следует добавить несколько штрихов к той обстановке на линии. Только с условием скорой ликвидации огрехов компании было разрешено 20 июля 1864 года начать движение поездов на участке Москва—Коломна. К этому времени проект московской станции на Каланчевском поле дорога даже не представила якобы из-за споров по ценам на землю. К открытию движения в Москве стоял лишь деревянный дебаркадер и недостроенное здание. С вокзалом акционеры явно не спешили, так как движение в основном ожидалось товарное.

 

Направленный, наконец, в МПС проект именовался временной пассажирской станцией, где одноэтажное невыразительное здание вокзала предполагалось впоследствии «быть обращенным в гостиницу или жилое помещение». Тесный, не-удобный Рязанский вокзал на Каланчевском поле простоял с 1864 по 1913 год, когда правление дороги утвердило проект, и академик А.В.Щусев приступил к разборке ветерана и возведению на его месте величественного здания Казанского вокзала.

 

Следует отметить, что акционерная компания Московско-Рязанской дороги, освободившись в 1862 году от первоначально приглашенных западных специалистов и подобрав сильную инженерную команду, довольно уверенно начала набирать обороты. Велика в этом роль отца и сына фон Мекков.

 

К 1913 году Московско-Казанская дорога выросла в обширную железнодорожную сеть, покрывшую своими путями пространство, превосходящее целые государства Европы. На современном техническом оснащении строилась ее конкурентоспособность.

 

Дорога постоянно выявляла творческих людей, она стала своеобразным полигоном для новой техники, современной системы связи, погрузочно-разгрузочных операций.

 

Помимо новых паровозов появилась и такая новинка, как вагоны-холодильники.

 

Достаточно качественно на дороге готовились кадры среднего звена. По указанию Н.К. фон Мекка невдалеке от станции Москва-товарная Казанская было создано самое крупное в Москве железнодорожное училище, куратором которого стал управляющий дорогой.

 

После 1905 года стали больше строить благоустроенного жилья для рабочих, создали потребительскую кооперацию, ввели на линии вагоны-лавки.

 

Юлиан Толстов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30