10 декабря 2018 07:39

В ожидании «сладкой жизни»

В этом маленьком, но великовозрастном городке, наверное, каждый второй житель так или иначе связан с железной дорогой. Попутчик в поезде Москва—Льгов, заметив мое железнодорожное удостоверение, спросил, не знаю ли я, случайно, одного его знакомого, и назвал имя и фамилию. Встретившись с работниками Льговского железнодорожного узла, я, вероятно, познакомился с доброй половиной всего местного населения. И одно теперь знаю точно: железную дорогу здесь любят так же, как и древние ремесла — рыбалку и охоту.

В этом маленьком, но великовозрастном городке, наверное, каждый второй житель так или иначе связан с железной дорогой. Попутчик в поезде Москва—Льгов, заметив мое железнодорожное удостоверение, спросил, не знаю ли я, случайно, одного его знакомого, и назвал имя и фамилию. Встретившись с работниками Льговского железнодорожного узла, я, вероятно, познакомился с доброй половиной всего местного населения. И одно теперь знаю точно: железную дорогу здесь любят так же, как и древние ремесла — рыбалку и охоту.

 

Крупное промышленное село

 

Не зря русский классик Иван Тургенев один рассказ из «Записок охотника» посвятил Льгову. В нем Тургенев так описывает эти места: «Льгов — большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке Росоте». Про станцию, как видим, ничего нет — железнодорожный бум в те времена только начинался. Где-то между временами Тургенева и нашими днями Льгов с населением чуть более 20 тысяч человек слыл крупным промышленным центром Курской губернии. Сахарный и винодельческий заводы, комбикормовый, молочно-консервный и мясоптицекомбинат, завод железобетонных изделий, а также кирпичный и арматурный заводы обеспечивали городу почти 100-процентную занятость. Сегодня, по словам местных жителей, работать здесь, кроме как на рынке и на железной дороге, негде.

 

В этом году в связи со сменой собственника из полной разрухи начал возрождаться сахарный завод. Однако вряд ли он предложит что-то, кроме сезонной работы. Это вынуждает льговчан отправляться на заработки в большие города. Ежедневно курсирующий пассажирский поезд Льгов—Москва пользуется неизменным успехом, а с пятницы по воскресенье в столицу уходит дополнительный экспресс собственного формирования. Железнодорожная станция Льгов-Киевский находится примерно в 7 км от основного города. Из-за сложного рельефа местности железную дорогу проложили чуть в стороне. И жителям это оказалось на руку: шум от поездов и прилегающих к станции промышленных предприятий не мешает им отдыхать в своих уютных невысоких домишках или ловить рыбу.

 

Завязанные в узел

 

Льговский железнодорожный узел сосредоточил в себе целую плеяду предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность Орловско-Курского отделения и всей столичной магистрали. Тут имеется собственная дистанция пути, филиалы Курского локомотивного депо и дистанции сигнализации, централизации и блокировки, вагоноремонтное депо, ПМС-308 и филиал ПМС-104, пожарный и восстановительный поезда и отряд ведомственной охраны. Взаимодействие станции со смежными службами железной дороги происходит довольно легко. Заниматься бумагомарательством здесь явно не привыкли. «Кажется, что всех этих людей знаешь уже очень давно. Нас можно назвать единым коллективом Льговского железнодорожного узла», — возможно, с некоторым пафосом, но небезосновательно заявляет и.о. начальника станции Льгов Ирина Аниканова.

 

Приставка «и.о.» совсем не идет нынешнему руководителю узла. Этот испытательный срок длится у Ирины с 29 мая. Однако то, как она сегодня организует работу станции, четко координируя ее с другими предприятиями, уже говорит о солидном опыте работы Ирины и хороших задатках руководителя.

 

На станции Ирина Аниканова с 1991 года. Она окончила РГОТУПС и пришла работать оператором к дежурному по станции Льгов, а потом и сама стала дежурной. Прежде чем стать «и.о.», Ирина долгое время проработала инженером станции и изучила ее до тонкостей. Железная дорога у Ирины Аникановой в крови: дед, бабушка и прабабушка в свое время были вагонниками, отец сейчас работает заместителем начальника ПМС-308, а брат — начальник восстановительного поезда Льгов.

 

12-летняя дочь Катя радуется, когда мама возвращается домой пораньше. Катерина, скорее всего, продолжит трудовую династию, потому что тоже хочет пойти работать инженером на станцию. В школе она отличница и ее больше привлекают точные науки, хотя с не меньшим упоением Катя рисует, пишет сочинения и играет в музыкальной школе на фортепьяно.

 

alt«Проблемы нам не нужны»

 

Под руководством Ирины Аникановой на станции трудятся 57 человек и, по ее словам, каждого она узнает не то что в лицо, а по почерку и росписи. Строго подчинительные отношения тут отнюдь не мешают нормальному человеческому общению. Ирина Аниканова требует, чтобы каждый делал свою работу. «Только так можно добиться сплоченности коллектива, — говорит она. — А если возникают какие-то проблемы, все знают, что мне можно позвонить домой, хоть в полночь, хоть в три часа ночи».

 

Из-за нестабильной работы предприятий поток грузов, проходящих через станцию, постоянно изменяется. Но весь Льгов живет надеждами, что совсем скоро сахарный завод начнет отправлять гораздо больше готовой продукции. И уже сейчас работники ощущают на себе подъем экономики страны. Если в 2001 году, будучи новым инженером станции, Ирина с горечью считала показатели, то теперь выполнение на 110—120 процентов считается рутиной. Количество вагонов неумолимо растет, а вместе с тем и производительность труда (122 процента к прошлому году).

 

За шесть месяцев этого года вагонооборот на станции составил 104802 вагона, что на 21 процент больше, чем за аналогичный период в прошлом году. В сутки со станции отправляют до 400 вагонов. При этом простой местного вагона под одной грузовой операцией в июле составил 13 часов при плане 17.  Поезда с грузами и без отправляются в направлении Брянска, Курска, Михайловского Рудника. Пассажирские и пригородные — идут на Курск, Брянск, Готню и Ворожбу (Украина). Всего в графике 14 пар пригородных поездов, в том числе рельсовые автобусы Льгов—Орел и Льгов—Курск.

 

Все вагоны отправляются со станции только после прохождения пункта технического осмотра, который относится к эксплуатационному вагонному депо Орел. Ежесуточно осмотрщики станции Льгов отделяют от составов по 2-3 вагона в текущий отцепочный ремонт. Здесь возят в основном тяжелые грузы, например, металлолом или руду из Михайловского Рудника, поэтому вагоны быстро приходят в негодность.

 

В смене трудятся три человека и это, конечно, маловато для такого объема работы. Бригадир смены Олег Щербаков припоминает отдельные дни, когда приходилось осматривать и 600 вагонов. Тем не менее условия труда, обеспечение запчастями для ремонта работников вполне устраивает. Пару лет назад в пункте обогрева провели капитальный ремонт. Если вдруг возникают какие-то трудности, все быстро решается с помощью начальника станции.

 

— Какие проблемы возникают? — спрашиваю я.

 

— Проблемы нам ни к чему, — отвечают вагонники.

 

Точки над «i»

 

Если Ирину утвердят в должности начальника станции, приоритетом для нее станет обеспечение безопасных условий труда для работников, а также улучшение эстетического состояния станции. И путевое хозяйство требует неусыпного внимания, несмотря на то, что за последние годы его состояние кардинально изменилось. Когда Ирина Аниканова работала дежурной по станции, тут была масса ограничений, теперь их количество сокращено до нуля.

В этом году в Льгове продолжают оборудовать пути сбрасывающими стрелками, кроме того, планируют реконструировать систему освещения. Энергетики уже установили несколько современных светильников.

 

Как градообразующее предприятие железная дорога широко сотрудничает с городскими властями. По словам и.о. начальника станции, администрация постоянно пользуется услугами железной дороги. Например, сейчас ведется строительство автомобильного моста, и на станцию приходят вагоны со строительными грузами. А так как значительная часть населения Льгова — железнодорожники, местная администрация всегда помогает с организацией профессионального праздника. По воспоминаниям участников событий этого года, даже День города в Льгове так не отмечали.

Михаил КУЗЬМИНОВ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31