18 ноября 2018 10:57

Благовест над Селигером

Среди православных святынь России, некогда стяжавших великую славу, впоследствии равнодушно забытых, а ныне, после десятилетий запустения, возрождающихся, особое место занимает Нило-Столобенская пустынь. Сегодня уже трудно поверить, что монастырь на крохотном, продуваемом всеми ветрами островке в озере Селигер, в начале ХХ века был вторым по числу посещающих его паломников после Храма Гроба Господня в Иерусалиме и первым среди находящихся под омофором Русской православной церкви. В начале XVI века здесь в одиночестве подвизался один из величайших русских подвижников – Нил Столобенский. Грустное и идиллически прекрасное место у монастырского кладбища, на западном склоне островка, где находилась пещера преподобного, а ныне унылые развалины Иоанно-Покровского храма, так и называется – место подвигов Нила.<br />

Среди православных святынь России, некогда стяжавших великую славу, впоследствии равнодушно забытых, а ныне, после десятилетий запустения, возрождающихся, особое место занимает Нило-Столобенская пустынь. Сегодня уже трудно поверить, что монастырь на крохотном, продуваемом всеми ветрами островке в озере Селигер, в начале ХХ века был вторым по числу посещающих его паломников после Храма Гроба Господня в Иерусалиме и первым среди находящихся под омофором Русской православной церкви. В начале XVI века здесь в одиночестве подвизался один из величайших русских подвижников – Нил Столобенский. Грустное и идиллически прекрасное место у монастырского кладбища, на западном склоне островка, где находилась пещера преподобного, а ныне унылые развалины Иоанно-Покровского храма, так и называется – место подвигов Нила.

 

Благочестивый, изнурявший себя множеством неслыханных до того испытаний отшельник, прославившийся в веках как Нил Столобенский, родился в 1485 году на Новгородской земле. История не сохранила памяти о том, кто были его родители и как юношу звали в миру. Но мы знаем, что помыслы молодого пилигрима были чисты, как вода из Оковецкого источника. Рано осиротев, с верой в Бога и в своё назначение, отрок удалился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, недалеко от Пскова, где прожил до 1515 года. Там принял монашеский постриг и был наречён Нилом, в честь преподобного Нила Синайского, пещерного отшельника IV века. Во времена евангельские тот подвизался в синайской пустыне 40 лет, привлекая христиан аскетическими сочинениями и подобающим образом жизни. Через тысячу лет Нил Столобенский уже на Руси продолжил аскетическую традицию, усилив и обогатив её поразительным подвигом «столпничества». Из жития селигерского отшельника известно, что он добровольно принял обет нележания, не разрешал себе присесть даже для краткого отдыха, а на время сна подвешивал себя на верёвках, привязанных к крюкам, вбитым в стену пещерной кельи!

 

Когда по псковской земле о Ниле пошла молва, подвижник, тяготясь обременительной славой и ненужными похвалами, стремясь к молитвенному уединению и затворничеству, удалился в Ржевский уезд, где в глухом непролазном лесу на берегу реки Черемхи срубил себе маленькую избушку-келью, стал в ней жить, питаясь подножной пищей – травами и дубовыми желудями. Однако и здесь известие о затворнике быстро распространилось по округе, вызвав поток жаждущих исцеления и чудотворства, а то и праздно любопытствующих. Одолевали и разбойники, от нашествия их Нил ограждался крестным знамением и молитвой. Спустя 13 лет во сне преподобный услышал глас Божий – идти на остров Столобный. Так осенью 1528 года угодник оказался на Селигере, на маленьком каменистом клочке земли, с которого всесезонно бушующими ветрами сдувало всё живое. Чтобы укрепиться на пустынной твердыне, преподобный выкопал в горе пещеру и в ней перезимовал. По весне построил себе келью, а возле неё – часовенку. Превозмогая холод, ветра, тяготы и бесовские наваждения, Нил прожил на острове 27 лет, вплоть до своей блаженной кончины 7 (20) декабря 1555 года. Перед самой смертью подвижника причастил его духовный отец, игумен ближайшего к пустыни Николо-Рожковского монастыря отец Сергий. Его умирающий Нил пророчески известил, что на острове со временем будет построен храм и «сие место будет жилищем иноков».

 

После кончины преподобного остров Столобный на многие десятилетия стал местом паломничества. Некоторые из скитальцев, ища свой путь к спасению, проживали возле мощей годами. Среди них особое усердие и настойчивость в исполнении пророчества Нила проявил уроженец этих мест иеромонах Герман (Тулупов). Он и стал основателем обители. Благодаря его трудам в 1594 году монастырь достроился и открылся, грамотой Патриарха Иова был назван Нилова пустынь во имя Нила Столобенского. Первым делом настоятель пустыни Герман завершил составление жития преподобного Нила. Преемник Германа игумен Нектарий (Теляшин) продолжил дело основателя, построил новые храмы и здания монастыря. В заповеди владыки Нектария о трезвости и общежитии, которая и ныне почитается в монастыре, особо отмечаются добродетели преподобного Нила. Поучительны они для духовного возрастания и в нашем полном искушений XXI веке : «На сём святом месте, на острове озера Селигер, – воспоминает настоятель, – по божественному гласу жил преподобный отец наш Нил-чудотворец двадцать семь лет, пребывал в посте, и в молитве, и в трудах, а хмельного пития не пивал, и отошёл в вечный покой». Далее отец Нектарий назидательно продолжает, что и первый начальник обители Герман, «пожив на сём месте многие лета, а хмельного никакого пития сам не пивал и при нём, кои братия были, не пивали же, и в монастыре никакого пития не бывало…» То есть о пагубности традиционного русского пристрастия в Ниловой пустыни авторитетно предостерегали ещё 400 лет назад!

 

При закладке храма над гробницей Нила 27 мая 1667 года, спустя 112 лет после окончания его земной жизни, открылись мощи преподобного и его схима. С тех пор день обретения мощей, 9 июня по новому стилю, когда лето на Селигере вступает в свои права и в обитель прибывает особенно много паломников со всех краёв России, стал особо почитаемым праздником в пустыни. И всегда отмечается торжественным крестным ходом. После строительства главного, самого величественного храма монастыря – Богоявленского собора мощи преподобного Нила торжественно перенесены сюда и до 1919 года покоились в серебряной раке перед алтарём.

 

Расцвет Нилова монастыря пришёлся на начало XX века, когда число насельников достигало 1000 человек. После 1917 года обитель постигла скорбная участь, и хотя небесный заступник спас пустынь от полного разорения, в 1928 году здесь была отслужена последняя литургия. На острове размещались и трудовая коммуна, и колония для малолетних преступников, и лагерь для польских военнопленных. Во время Великой Отечественной войны здесь обосновался госпиталь, потом в древние стены опять вселили колонию, затем дом престарелых, в течение ещё 20 лет здесь находилась турбаза «Рассвет» для любителей рыбной ловли.

 

С 1991 года при первом наместнике архимандрите Вассиане (Шусте) началось возрождение чудом сохранившейся, но полуразрушенной Ниловой пустыни. 9 июля 1995 года мощи Нила Столобенского, пребывавшие в Вознесенском соборе Осташкова, были возвращены в отреставрированный Богоявленский храм. Этот день стал третьим главным праздником обители.

 

Минуло 20 лет, как монашеское делание возобновилось на много чего видевшем и пережившем Столобном острове. Большие реставрационные работы в храмах, братских корпусах, трапезной, больнице, мастерских и хозяйственных постройках монастыря осуществляются с помощью благотворителей и благодаря неутомимым усилиям настоятеля, архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника), его наместника архимандрита Аркадия (Губанова), братии, насчитывающей около 50 насельников, из них около 20 – в священном сане. Возвращается былое величие Богоявленскому собору, на очереди стоящий на мысу лёгкий и изящный Крестовоздвиженский храм, который император Александр I называл самым «богодухновенным храмом Руси». Да и весь монастырь на острове напоминает уголок классической петербургской архитектуры.

 

А как же Иоанно-Покровский храм на месте подвигов Нила? Здесь была пещера праведника, с этого сакрального места начиналась история обители, но сегодня тут – развалины и археологический раскоп. Когда же дойдёт очередь до самой драгоценной святыни Ниловой пустыни?

 

– Если хочешь насмешить Бога, расскажи журналисту о своих планах, – с лёгкой иронией отвечает на мой вопрос всегда поспешающий, будто летящий над землёй с развевающимися шёлковыми покровами клобука благочинный монастыря о. Авраамий (Абрамкин). – Конечно, мы молимся о воссоздании Иоанно-Покровского храма. Всех частных благотворителей, кого знаем, уже привлекли к восстановительным работам. И большие вклады, и самые малые пожертвования нам дороги: «что ни даждь, Господи, мне на дне, я за всё Тебе благодарен». Но храм на месте подвигов Нила – это особая святыня, которую предстоит не реставрировать, а заново строить с нуля. Вот в чём сложность. Подобные вложения с Божьей помощью будут посильны только крупному корпоративному благотворителю. Найдётся ли такой в России, – покажет время.

 

Помимо неустанной молитвы и регулярных богослужений, братия занята и на промыслах. Монастырь имеет свою пасеку, рыбокоптильню, хлебопекарню, квасоварню, молочный цех, розарий, два яблоневых сада, огород, подсобное хозяйство. Монастырские продукты (прежде всего – мёд, рыба) заботами казначея о. Дорофея с успехом продаются на ярмарках в Москве. Трудники ремонтных мастерских, рассказал мне послушник Владимир из Новокузнецка, приводят в порядок обветшавшие системы подачи электроэнергии, тепла; особая забота – водоснабжение и канализация. Природа Верхневолжья требует бережного отношения, а потому все системы жизнеобеспечения островной твердыни должны соответствовать экологическим требованиям заповедного края. Вместе с братией на некоторых хозяйственных послушаниях трудятся и сёстры. Продолжая традицию монастырской больницы, медицинским кабинетом заведует монахиня Олимпиада, монастырской гостиницей – монахиня София. Всюду требуются умелые трудолюбивые руки.

 

Как о большом, знаменательном в новейшей истории Ниловой пустыни событии здесь вспоминают открытие монастырского музея. В его залах представлены уникальные экспонаты: чудотворная резная скульптура преподобного Нила, древние иконы, летописи и документы в подлинниках, предметы монастырской утвари, найденные при раскопках. Этот музей строился при содействии Фонда апостола Андрея Первозванного. На праздник обретения мощей в июне 2011 года на острове приземлился вертолёт, с трапа которого сошли тверской владыка Виктор и председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Как рассказал мне помощник наместника иеродиакон Пётр, музей освятили, и он принял первых посетителей.

 

…Тиха и нетороплива жизнь в окрестностях озера, но дует холодный пронизывающий ветер, и кажется, что туман, появившийся с рассветом хмурого ноябрьского утра, веками провисел над Селигером. Но в половине шестого раздаётся перезвон монастырских колоколов, отпираются двери Богоявленского собора, зажигаются лампады перед образами, и суровые монахи Ниловой пустыни начинают творить нескончаемое молитвенное служение. Об ушедших пращурах и о нас, живых.

 

Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31