24 января 2019 03:21
фото: Наталья Щевелева

Город мастеров

Со следующего года на полигоне МЖД будут готовить работников моторвагонного комплекса сети

На Московской железной дороге в тестовом режиме начало работу ещё одно подразделение Московского учебного центра профессиональных квалификаций. Расположенное на территории локомотивного депо Лихоборы, оно нацелено на подготовку, переподготовку и повышение квалификации локомотивных бригад для Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава.

Лихоборское подразделение получило название благодаря своей географии. Оно разместилось на территории локомотивного депо Лихоборы в четырёхэтажном здании, а создано в рамках программы мероприятий, направленных на обеспечение надёжности перевозочного процесса и гарантированной безопасности в пассажирском комплексе, утверждённой первым вице-президентом ОАО «РЖД» Анатолием Краснощёком 6 июня 2017 года.

 

Благодаря усилиям столичных железнодорожников, Департамента управления персоналом компании и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава бывшее административное помещение полностью переделано под учебный корпус. Сейчас в нём 15 кабинетов, оборудованных по последнему слову техники, библиотека, архив, актовый зал с мультимедийной системой на 250 посадочных мест и даже кабинет клиентоориентированности.

 

Отдельного внимания заслуживают кабинеты с тренажёрами. В них представлены 4 тренажёра для подготовки членов локомотивных бригад к работе на электропоездах серий ЭД4М и ЭД9. По словам начальника МУЦПК Александра Егорова, в следующем году в рамках инвестиционной программы подразделение пополнят ещё 3 тренажёра, в их числе и комплекс для обучения на «Ласточке».

 

В перспективе на территории появится общежитие на 300 мест, проектные работы уже проводятся.

 

Первые группы моторвагонников к обучению приступили в конце ноября. Как было уже сказано, в тестовом режиме. Задача – апробировать саму технологию обучения машинистов электропоездов и их помощников. Ведь со следующего года лихоборская площадка станет опорной на сети. Здесь будут осуществляться подготовка, переподготовка и курсы повышения квалификации для представителей моторвагонного комплекса на 12 магистралях: Московской, Октябрьской, Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Южно-Уральской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Красноярской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной.

 

Возможности новой «школы» позволяют в год принимать до 2200 моторвагонников. Продолжительность обучения зависит от программы и составляет от 1 до 4 недель. К проведению занятий привлекаются опытные специалисты с производства, и такая практика уже несколько лет существует в трёх других подразделениях МУЦПК: Преснен- ском, Подбельском, Перовском.

 

В том, что опорная база по подготовке моторвагонников появилась именно на столичной магистрали, ведущую роль сыграли и географическое положение дороги, и её «пассажирский» статус, и, безусловно, богатый опыт столичных железнодорожников в формировании системы целевого профессионального обучения. Так, по инициативе начальника МЖД Владимира Молдавера в 2011 году было создано Пресненское подразделение Московского учебного центра профессиональных квалификаций для повышения квалификации среди машинистов и их помощников. В 2013 году для повышения профессиональных компетенций представителей московских дирекций инфраструктуры и управления движением открылись Подбельское и Перовское подразделения. Сегодня все железнодорожники, чья деятельность связана с безопасностью движения, раз в три года в обязательном порядке проходят обучение в подразделениях МУЦПК.

 

– Появление новых учебных баз обусловлено задачами, которые стоят перед компанией. Их решение предъявляет новые, серьёзные требования к подготовке персонала, задействованного в перевозочном процессе. Внедрение на производстве современных видов техники и технологий, задачи по повышению производительности труда – вот объективные факторы, способствующие поиску новых форм профессиональной подготовки железнодорожников, – в беседе с «Московским железнодорожником» рассказал заместитель начальника МЖД по кадрам и социальным вопросам Сергей Тюменев.

 

Сегодня в структуру Московского учебного центра профессиональных квалификаций входят 8 подразделений. 4 из них – Московское, Калужское, Курское, Тульское, являясь правопреемниками знакомых каждому дортехшкол, где железнодорожники повышают разряд и классность или получают вторую (смежную) профессию, можно назвать «кузницей кадров» по основным железнодорожным специальностям. Деятельность других подразделений – Пресненского, Перовского, Подбельского, Лихоборского – базируется на идеологии целевого назначения, а ряд существенных преимуществ сводится к профильности, адресности и возможности проходить обучение с отрывом от производства. Другими словами, программа обучения включает в себя работы, которые наиболее актуальны для того или иного хозяйства, с максимальным погружением в процесс обучения. Но и это ещё не всё. После завершения курса, с целью закрепить результат, для каждого железнодорожника готовится индивидуальный план дальнейшего обучения, который передаётся в кадровое подразделение предприятия или наставнику.

 

– Курсы целевого назначения организуются на основе анализа ситуации в хозяйствах магистрали. В результате чего формируется конкретный пул работников, и под них создаётся отдельная программа. К обучению привлекаются наиболее опытные специалисты, с тем чтобы переобучить подопечных или совершенствовать их профессиональные навыки, которые позволят в будущем избавить ту или иную дирекцию от систематических ошибок, – продолжает Сергей Тюменев. – Кстати, в этот пул попадают не только представители так называемой «группы риска», но и опытные специалисты. Почему люди, работающие на производстве десятилетиями, нарушают требования по безопасности, ответить трудно. В языке на этот счёт есть слово «замастерились».

 

Примеров «точечного» решения производственных проблем на местах за время существования Пресненского, Подбельского и Перовского подразделений множество. Один из них – организованный несколько лет назад курс для маневровых машинистов. Тогда на столичной магистрали наблюдался всплеск нарушений по проезду запрещающего сигнала в маневровом движении. Вопрос был снят с повестки дня, в том числе благодаря опережающему обучению на Пресне.

 

Стоит отметить, что в организации курсов целевого назначения кадровый блок дороги практикует и формат перекрёстного обучения. Так, в Подбельском подразделении, где имеется передовая учебная база для подготовки работников инфраструктуры, неоднократно проходили подготовку специалисты локомотивного комплекса. Например, были сформированы соответствующие группы, состоявшие из главных инженеров эксплуатационных локомотивных депо, с целью повышения их компетенций по оценке состояния тракционных путей.


Наталья Щевелева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31