12 декабря 2018 07:47

Чистой воды колодезник

С именем Леонида Луговского связаны масштабные перемены в хозяйстве водоснабжения

Более четверти века, с мая 1980-го по ноябрь 2005 года, хозяйство водоснабжения и водоотведения Московской железной дороги возглавлял Леонид Михайлович Луговский. К его 80-летию в начале декабря начальник столичной магистрали Владимир Молдавер на традиционном производственном совещании в большом зале Управления дороги вручил юбиляру знак «Почётный ветеран МЖД».

Исполнявший обязанности председателя дорпрофжела на МЖД Валерий Зуйков передал юбиляру благодарность руководителя дорожного профсоюза Николая Синицына. Леонида Луговского поздравил также председатель совета ветеранов дороги Геннадий Павликов.

 

С эпохой деятельности Леонида Луговского на Московской дороге, которой он посвятил более 43 лет жизни, связаны масштабные преобразования в хозяйстве водоснабжения и водоотведения. Под началом Луговского на полигоне дороги были полностью заменены деревянные колодцы на трубчатые бетонные, построены уникальные очистные сооружения по переработке стоков открытым способом при станции Бекасово-Сортировочное на реке Нара объёмом 50 тыс. куб. м в сутки. По- всеместно на МЖД осуществлён переход на подземные источники водоснабжения, проведены масштабные работы по очистке воды после аварии на Чернобыльской АЭС в зоне заражения Брянской области у станции Злынка, построены лаборатории исследования качества воды, газовые котельные на объектах водохозяйства, пробурено более 60 новых скважин.

 

На железнодорожной инфраструктуре Орла, Брянска, Вязьмы вода в те годы стала лучше по качеству, чем в городском хозяй- стве. Новые очистные сооружения были построены также на станциях Рыбное, Рязань, Калуга, Скуратово и многих других, старые реконструированы в Калужской и Смоленской областях, на станции Столбовая. На десятках вокзалах, в том числе на всех московских, проведена реконструкция водопроводов и канализации, пробурены новые скважины, смонтированы инженерные сети. Под руководством Луговского построены водопроводы и очистные сооружения в пансионате «Берёзовая роща» и во всех детских лагерях МЖД.

 

Объём дорожного водоснабжения на МЖД в период деятельности Луговского возрос до 40 млн кубов ежесуточно. Общая длина водопроводов на МЖД, если вытянуть их в одну нитку, протянется от Москвы до Сухума, на расстояние более 2000 км. Нет ни одной станции, где бы не присутствовала служба «чистой воды».

 

А ведь начинал свою работу на железной дороге Леонид Луговский в кабине машиниста. В трудные послевоенные годы окончил техникум железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского в Люблино. Студентом последнего курса ездил в Алтайский край поднимать целину, за что был отмечен медалью «За освоение целинных и залежных земель». В 1959 году был направлен помощником машиниста в депо Орёл, где тогда происходила смена тяги с паровозной на электровозную. Через полгода Леонид был призван в армию в город Горький (ныне Нижний Новгород). Служил в батальоне по сопровождению воинских грузов и проехал всю страну. Уже в армии получил первый разряд по волейболу, играл за сборную Горьковского военного округа, в финале всесоюзных армейских соревнований волжане уступили тогда москвичам. В конце службы поступил на учёбу в МИИТ. В 1962 году был принят в цех эксплуатации моторвагонного депо Перерва, работал помощником машиниста, дежурным по депо. Мечтал сам управлять «железным исполином» и даже получил права.

 

Крутой поворот в судьбе Луговского произошёл в 1967 году с переводом в распоряжение начальника Московско-Курского отделения. Будучи старшим инженером отдела локомотивного хозяйства, Леонид Михайлович частенько участвовал в оперативных совещаниях у начальника отделения, что давало ему неоценимые знания и опыт. И 2 года спустя 30-летнему Луговскому предлагают попробовать себя в качестве начальника отдела водоснабжения и сантехустройств отделения (НОДВод). Робкие возражения оторопевшего кандидата о том, что он по образованию локомотивщик, начальство кратко и жёстко пресекло: «Надо!».

 

Первый год пришлось очень трудно. Колодезники – народ своеобразный, мастеровитый, но иногда угрюмый, порой склонный к традиционному русскому пристрастию, за словом в карман не лезут. С ними молодому начальнику предстояло найти общий язык. На первых порах ощущался дефицит и нужных специалистов, и качественных материалов. Приходилось строить мастерские и делать капитальный ремонт своими силами. Постепенно улучшилось положение дел с дисциплиной, была преодолена текучесть кадров, пришли первые успехи, а с ними и премии, награды. Подразделение Луговского стало завоёвывать переходящее Красное знамя по итогам соцсоревнования среди соперничающих коллективов отделений Московской железной дороги.

 

В этот период – начало 1970-х – в полный рост на железной дороге встала проблема деревянных колодцев, где основными орудиями водозабора были ручная лебёдка, бадья, лопата. Однажды на станции Столбовой в такой деревянный колодец глубиной 30 м (а это высота 10-этажного дома) пришлось спуститься и Луговскому.

 

– Как и все колодезники, забрался в бадью, спускаюсь на лебёдке, – вспоминает Леонид Михайлович экстремальный опыт. – Через 10 м заметно темнеет. Через 20 м уже совсем темно. Через 30 м темнота такая, что хоть глаз выколи, вокруг сыро, под ногами хлюпает вода, и кажется, что ты на том свете. А надо работать. Чистить колодец, грязь собирать в ведро, которое уходит вверх. А с ведра на тебя вниз летят ошмётки грязи. Это не только трудно, но и страшно. Если полусгнившие деревянные брусья вдруг обрушатся, то уже ничто не спасёт. А для колодезников такое испытание – каждый день.

 

После стресса Луговский с большим энтузиазмом возглавил работу по бурению трубчатых и строительству бетонных колодцев, где вместо ведра воду поднимал наверх электрический насос «Малыш».

 

В мае 1977 года начальник Московско-Курского отделения В.Г. Цапин и коллеги-коммунисты предложили Луговскому поработать секретарём партийной организации отделения. Работа в этом качестве была интересная и результативная, знамя победителей соцсоревнования не раз вручал отделению тогдашний начальник Московской дороги Иван Паристый. В мае 1980 года Иван Леонтьевич вернул Луговского в производственную сферу – теперь в качестве руководителя хозяйства водоснабжения и водоотведения всей дороги.

 

И начались 25 лет главных трудовых свершений Леонида Михайловича, которые превратили некогда отсталую водохозяйственную сферу в передовую, хорошо оснащённую технически, с новыми сложными сооружениями и с новой технологией очистки воды. В особенности запомнилось Луговскому строительство уникальных бекасовских очистных сооружений на реке Нара: первой тогда чистую воду почувствовала рыба, возвратившаяся в покинутый водоём. Московско-Окское бассейновое управление объявило Московской железной дороге благодарность.

 

В конце 1990-х приглашали Луговского возглавить хозяйство водоснабжения и водоотведения всего МПС России, но Леонид Михайлович от заманчивой должности отказался. До конца остался патриотом Московской магистрали, откуда осенью 2005 года и перешёл на заслуженный отдых. Но душой по-прежнему с дорогой.

 

Вместе с супругой Валентиной Николаевной, ждавшей его когда-то из армии и совсем юной согласившейся из доброт- ной родительской квартиры в Орле переехать к мужу в барак при станции Люблино, Леонид Михайлович счастливо прожил более 50 лет. Вместе потом переехали в новую квартиру, вырастили дочь Наталью и сына Андрея, есть четверо внуков. Благодаря надёжному тылу работа на магистрали всегда была в радость.

 

Плоды полезных трудов Леонида Луговского на МЖД помнят, ценят и сегодня.


Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31