11 декабря 2018 04:12
фото: архив «МоЖ»

Потенциал рачительности

Главный критерий эффективности бережливых проектов – экономический эффект

Сергей Вязанкин,
главный инженер МЖД


07-01 m.jpg


Бережливое производство началось на Московской железной дороге в 2011 году с первых двух проектов. В 2018 году в этой работе уже было задействовано 188 подразделений из всех дирекций полигона МЖД. Всего же за 8 лет внедрения на Московской магистрали реализовано 804 проекта, благодаря которым получен экономический эффект в сумме 243 млн руб.

 

– Сергей Аркадьевич, каковы результаты и главные особенности развития бережливого производства на Московской магистрали в последние 2 года?

 

– Сегодня экономический эффект – главный критерий эффективности бережливых проектов. За 2017 год от внедрения проектов на Московской дороге было сэкономлено почти 49 млн руб. при плановом задании правления ОАО «РЖД» в 25 млн руб. То есть достигнутый показатель превысил план почти в 2 раза.

 

Впервые по внедрению проектов в 2017 году (итоги подведены в 2018-м) были премированы 213 работников региональных дирекций и служб на сумму 1 млн 222 тыс. руб. В среднем на каждого работника по 5700 руб., а премия некоторых достигала 30–40 тыс. руб. Согласитесь, что это существенная прибавка к зарплате.

 

За 2017 год 1-е место на сети РЖД получил Московский ИВЦ, авторы проекта – начальник отдела Андрей Прилуцкий и ведущий программист Анна Опекунова. Московская дирекция по эксплуатации путевых машин также завоевала 1-е место, автор проекта – технолог производственного участка Вячеслав Шавырин. На днях начальник МЖД Владимир Молдавер вручил им дипломы и знаки победителей на сети РЖД.

 

В 2018 году в работе по внедрению бережливых проектов сложилась положительная динамика. По итогам 2018 года мы получили экономический эффект в 70 млн руб., то есть в 1,4 раза превысили результат 2017 года. Подтверждённый годовой экономический эффект в 2018 году составил более 28,6 млн руб. В этом году на Московской магистрали премированы 137 работников на сумму более 4 млн руб. Вы видите, что премии растут. Наибольшая премия составила около 45 тыс. руб.

 

Достигнутые результаты показывают эффективность внедрения инструментов бережливого производства. У работников есть мотивация и есть эффект.

 

– Какие хозяйства показывают наилучшие результаты по бережливости?

 

– Лучшие результаты в работе по бережливому производству в 2017–2018 годах показали столичные дирекции управления движением, тяги и по эксплуатации зданий и сооружений. К сожалению, некоторые дирекции ещё инертны по части бережливости, их постоянно нужно подталкивать, чтобы они активизировались. Надеюсь, в предстоящем 2019 году их руководители сделают правильные выводы.

 

– Какие проекты на МЖД оказались наиболее эффективными?

 

– Среди наиболее ярких проектов, которые уже были описаны в «Гудке» и «Московском железнодорожнике», – Московское центральное кольцо. На МЦК из 12 станций сегодня уже 6 работают без дежурных по станции. Благодаря ИСУЖТ (автоматизированной системе управления движением) осуществлён пилотный проект на МЦК, который позволил запустить электропоезда «Ласточка» с интервалом 5 минут. Причём в автоматизированном режиме, когда функции дежурных практически уже и не требуются.

 

В следующем году составы по МЦК пойдут с интервалом 4 минуты. В связи с увеличением количества поездов нам предстоит решить ряд сопряжённых вопросов. Строим новый моечный комплекс, новое здание для технического обслуживания «Ласточек», общежитие для железнодорожников. Будет организовано сервисное обслуживание электропоездов на станции Белокаменная.

 

– А хватит ли напряжения в энергосети МЦК для более интенсивного 4-минутного такта?

 

– В этом плане проблем нет. Как известно, на МЦК построено 5 тяговых подстанций. Это достаточный запас мощности по энергоснабжению, чтобы интервал в перспективе можно было уменьшить и до 3 минут. Напряжённые интеллектуальные работы ведутся по системам СЦБ, где мы сегодня укорачиваем рельсовые цепи, чтобы уменьшить интервалы. Ставим перед собой цели, чтобы обходиться на МЦК вовсе без дежурных по станции. Или же дежурные останутся на одной-двух опорных станциях, где ежедневно идёт грузовая работа.

 

– Можно сказать, что сейчас мы видим в действии пилотный проект цифровой трансформации на Московской железной дороге.

 

– В этом ключе можно внедрить множество полезных идей по бережливому производству. Отмечу и другой хороший проект дирекции управления движением – по передаче грузовой работы со станции Перово на станцию Люблино-Сортировочное. Достигнут внушительный экономический эффект. Причины реорганизации в том, что в связи с развитием пассажирского движения объёмы грузовой работы в Москве падают. Множество сортировочных станций в столице создавали в прежние годы проблемы экологического плана, население жаловалось на шум от работы сортировочных горок на Лосиноостровской, Перово, Люблино.

 

Отрадно, что пример бережливых подходов подают столичные движенцы.

 

– В 2019 году, как сказал на Международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520» генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров, намечена первая опытная поездка по МЦК в автоматизированном режиме, когда машинист будет только присматривать за приборами.

 

– К этому мы всё и подводим. Событие реально увидеть в конце 2019 года. В этом и предназначение системы ИСУЖТ. У нас сегодня уже два электропоезда «Ласточка» идут в системе автоведения. Машинист только контролирует. Уже готовится рабочее место оператора, который будет сидеть на станции и осуществлять функции машиниста.


Основная проблема для запуска автоматического движения – проникновение и хождение посторонних лиц по железнодорожным путям МЦК. Это нас беспокоит. Ведутся научные разработки, чтобы в автоматизированном режиме своевременно уловить факт хождения постороннего человека и состав затормозить. В остальном технические проработки позволяют осуществлять автоматическое движение.

 

– Какие инфраструктурные проекты предстоят на МЖД с использованием эффекта бережливости?


– Сегодня мы плотно работаем по созданию диаметральных пассажирских линий проекта «Московские центральные диаметры». Запуск первого этапа проекта ожидается в конце 2019 – начале 2020 года. Там будет много интересного как по части обслуживания пассажиров, так и по организации движения. Это перспективный полигон для внедрения проектов бережливого производства. На существующей инфраструктуре нам предстоит совместить и диаметральное движение, и дальние пригородные электропоезда, и дальние пассажирские, и аэроэкспрессы по лобненскому направлению. Необходимо построить пути оборота на конечных станциях – Лобня, Одинцово, Подольск, Нахабино. На савёловском и рижском ходах, как вы знаете, у нас всего 2 пути, поэтому всё перечисленное надо чётко уложить в график за счёт грамотной организации движения, надёжности работы технических средств. Это позволит нам в тактовом режиме обеспечить интенсивное курсирование поездов.

 

Непосредственно электропоезда повышенной комфортности «Иволга» по диаметральным маршрутам будут ходить на линии МЦД-1 Лобня – Одинцово с тактом 15 мин., на линии МЦД-2 Нахабино – Подольск с тактом 12 мин. Это будет большой шаг вперёд в повышении качества обслуживания пассажиров.


– А когда же «Иволги» станут ходить по МЦД с тактовым интервалом в 5 минут?

 

– Когда на втором этапе будут построены 2 выделенных пути, то они будут целиком отданы под диаметры. Тогда такт движения электропоездов «Иволга» и может быть сокращён до 3–5 минут. Однако надо иметь в виду, что строительство двух дополнительных выделенных путей займёт минимум 4–5 лет. Линии тесно зажаты между городской инфраструктурой, там много проблем по землеотводам, по выносу коммуникаций.


– А что нового на смоленском направлении?


– Очень важным успехом стала рекон- струкция усовской ветки, с которой начинался проект на смоленском направлении. По этому проекту нами построен новый мост через Москву-реку, полностью реконструирована большая станция Фили. Сегодня по усовской ветке курсируют электропоезда «Иволга», повысились скорости, сократилось время в пути. С удовлетворением прочитал в «Московском железнодорожнике» очерк «Рублёвский экспресс», поступающие к нам отзывы пассажиров также свидетельствуют о том, что на линии стало комфортно.

 

Сейчас идёт активное строительство линии Москва – Одинцово. Особенно сложный участок второго этапа строительства, от Кунцево до Филей: там большие подпорные стенки, высокая насыпь, увязка с дублёром Кутузовского проспекта, строительство 2 мостов через Минскую улицу с расширением улично-дорожной сети. Всё это требовало тесного взаимодействия с городскими властями. Впереди финишный рывок. Зимой нам терять время нельзя, предстоит напряжённая работа, чтобы к лету участок вошёл в строй.

 

На первом этапе, уже в текущем декабре, начнётся движение электропоездов «Спутник» по одному главному пути. Ежедневно от Москвы до Одинцово и обратно в тактовом режиме будут ходить 14 пар. Улучшится транспортная доступность научного центра Сколково, новая одноимённая платформа с транспортно-пересадочным узлом и удобными подъездами появится вместо Трёхгорки.

 

А летом следующего года мы выйдем на полный размер движения по 2 главным путям. И тем самым завершим этот важный проект. По всем параметрам окончание строительства ожидалось в 2025 году, однако нас, железнодорожников, поддержало Правительство России. Благодаря этому мы сможем открыть тактовое движение на участке Москва – Одинцово уже в 2019 году.


– Какие ресурсы бережливости можно задействовать при строительстве новых линий?

 

– Бережливые проекты, позволяющие экономить большие средства, можно внедрять как на этапе проектирования, так и на этапе строительства. Допустим, подпорную стенку, а это дорогостоящее сооружение, можно заменить другими решениями. Так, по станции Кунцево I мы укоротили один тупик и убрали подпорную стенку. И в Мосузле много таких полигонов, где при должной сообразительности и смекалке возможно применить бережливые подходы.

 

– Сергей Аркадьевич, в чём состоят актуальные задачи 2019 года?

 

– Прежде всего надо поднять активность всех дирекций по части бережливости и осуществления межфункциональных проектов. Основные издержки в эксплуатационной работе – это технологические отказы. В первой половине года ситуация была тревожная, однако с октября на Московской дороге вследствие предпринимаемых нами усилий пошло резкое снижение технологических отказов.

 

И здесь заключён очень важный ресурс бережливости. Технологические отказы существенно снижают качество работы всего железнодорожного транспорта. Это, в частности, взаимодействие разных хозяйств и служб на сортировочных станциях, в пути следования поездов по участкам. Что влечёт за собой отправление грузовых поездов с сортировочных станций не вовремя, их дальнейшее следование с отклонением от графика. Нет чёткости в работе локомотивного комплекса, в рациональном использовании электровозов и тепловозов, что негативно влияет на расход топливно-энергетических ресурсов. Много вопросов по организации работ в путевом комплексе, где требуется избегать перепробегов, встречных потоков хозяй- ственных поездов.

 

Поэтому межфункциональные проекты позволят нам сократить издержки, снизить отказы. Все эти проблемы должны в 2019 году оказаться в центре внимания инженеров и энтузиастов бережливого производства.

 

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей «Московского железнодорожника» с приближающимся Новым годом, пожелать новых трудовых достижений и новых впечатляющих проектов.


Беседовал Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31