26 сентября 2018 08:47
фото: Татьяны Глывы

Оживающие летописи эпохи

Экспозиция в депо более полувека принимает посетителей, знакомит их с боевыми подвигами и трудовыми успехами старших поколений

Если вы захотите совершить увлекательную экскурсию на много десятилетий в прошлое, посетите музей эксплуатационного локомотивного депо Рыбное, где оживает история. А когда здесь проводит экскурсии хранитель музея, почётный железнодорожник Юрий Григорьевич Акинин, отдавший работе на этом  предприятии ровно 60 лет своей трудовой биографии, летописи депо и рыбновских локомотивщиков оживают.

В просторное музейное помещение с многочисленными экспонатами, которое расположено в одном здании с деповскими ремонтными цехами, приходят люди разных возрастов. Во время учебного года бывает много школьников, а для ветеранов войны и труда локомотивного депо все мероприятия начинаются с посещения музея. И это не просто общение с историей: заслуженные люди, с юных лет и до выхода на пенсию отработавшие на железной дороге, приходят сюда отдать дань памяти своим товарищам, трудовой подвиг которых запечатлён в фотографиях и экспонатах.

 

Музейная экспозиция составлена настолько продуманно и интересно, что сразу понимаешь: проект разрабатывали люди с большим жизненным опытом, увлечённые идеей и любящие своё предприятие.

 

Открываешь дверь, входишь в музей и сразу видишь старинный письменный стол, рядом с ним – самодельный, но очень удобный стул-кресло. На столе – деревянные счёты, которыми пользовались все бухгалтеры вплоть до 70-х годов прошлого века, старинная пишущая машинка. Бухгалтер, кассир в депо всегда были людьми уважаемыми, и то, что экспозиция начинается с предметов их кабинета, сразу же погружает в атмосферу той эпохи, когда ещё не было компьютеров и гаджетов, но, как отмечают многие, было больше душевного тепла, общения и единения между людьми.

 

Затем посетители переходят к той части экспозиции, где в уникальных фотографиях запечатлена история строительства Московско-Рязанской железной дороги. Далее на стенде – момент послереволюционной истории: агитпоезд «Октябрьская революция», на котором в мае 1919 года Михаил Калинин, ставший впоследствии Председателем Президиума Верховного Совета СССР, посетил Сасово и Рязань. Визит оказался памятным событием для того поколения железнодорожников.

 

История депо во все времена была тесно связана с историей всей страны. Подтверждение тому – и витрина с фотографиями 1930 года, когда на трудовом митинге в паровозном депо Рязань выступала Надежда Крупская, соратник и супруга Владимира Ленина. Многие материалы рассказывают о главном конструкторе паровозов серии «Л» Льве Лебедянском. Кстати, интересный факт: его сын, Борис Лебедянский, был первым главным врачом железнодорожной больницы на станции Рыбное.

 

Особый раздел музея посвящён бесперебойной и чёткой работе депо в годы Великой Отечественной войны. К осени 1941 года основной поток воинских грузов шёл к Москве преимущественно по рязанскому направлению, через станцию Рыбное. Перевозки железнодорожники обеспечивали при частых налётах немецко-фашистской авиации. Есть в музее газета военных лет, где рассказывается, что с 29 октября по 5 ноября 1941 года самолёты противника совершили на станцию Рыбное пять массированных налётов.

 

От бомбёжек возникали пожары, горели шпалы, паровозы, разрушались пути, гибли люди. Но стоило только немецким самолётам улететь, тут же выходили на работу ремонтные бригады. Они быстро устраняли последствия вражеских бомбардировок и обеспечивали бесперебойное движение поездов. В музее представлены фотографии машинистов, их помощников и кочегаров, которые под вражескими снарядами водили поезда, а также фото начальника депо в годы войны Дмитрия Михайловича Вавилова и легендарного заместителя начальника депо Николая Михайловича Родимова, награждённого за героизм и мужество в суровые военные годы орденом Ленина.

 

В центральной части экспозиции музея расположен стенд – гимн труду, где золотыми буквами вписаны в историю фамилии более 100 работников локомотивного депо Рыбное, награждённых в разные годы орденом Ленина, а также более 80 локомотивщиков, удостоенных знака «Почётному железнодорожнику».

 

Переход паровозного депо на электротягу – это важный этап не только для самого предприятия, но и в целом для железнодорожной отрасли страны. Этому событию посвящён большой раздел музея, где подробно можно ознакомиться с новыми в то время преобразованиями, а также с именами тех работников предприятия, кто воплощал их в жизнь.

 

Ветераны железнодорожного транспорта могут вспомнить историю депо по этапам. Ни одно значимое событие не прошло мимо составителей музейной экспозиции. Вот запечатлённый на фотографии момент награждения коллектива – как победителя отраслевого соревнования в 1966 году. Министр путей сообщения СССР Борис Бещев вручает Красное Знамя тогдашнему начальнику депо Герою Социалистического Труда Владимиру Трофимовичу Стрельникову.

 

Здесь впервые в практике железных дорог были разработаны и внедрены сетевое планирование и управление ремонтом локомотивов, что позволило в несколько раз сократить простой электровозов в ремонте и довести его на подъёмке до полутора суток при обеспечении высокого качества работ. И об этом техническом новшестве в музее собрано большое количество документов. Под руководством Стрельникова коллектив предприятия стал широко известен на сети железных дорог многими передовыми начинаниями.

 

Вся история проходит перед глазами, запечатлённая в фотографиях, документах и газетных публикациях. Вот деповчане на открытии памятной доски, посвящённой 1000-му отремонтированному электровозу. Год 1986 – вручение локомотивному депо Рыбное ордена «Знак Почёта». Много раз коллектив предприятия удостаивался высоких наград за результаты своей работы.

 

В музее есть экспонаты, которые можно взять в руки, прикоснуться к ним, – и это словно живое погружение в историю депо. Представлен в витрине контрольно-измерительный прибор паровоза довоенных лет, дальше – специальный фонарь паровоза. А рядом – сигнальный фонарь из Венгерской Народной Республики. Этот уникальный экспонат связан с важным событием. Дело в том, что в 60-е годы прошлого века у локомотивщиков Рыбного побывала в гостях делегация венгерских железнодорожников. Здесь же представлены и другие подарки, переданные депо коллегами из ВНР.

 

– Ежемесячно у нас проводятся 4-5 экскурсий, это в среднем примерно 30 посетителей, – рассказывает хранитель музея Юрий Григорьевич Акинин.– Во время учебного года, когда приходит много школьников, ребята чаще всего задают вопросы о работе локомотивного депо в годы Великой Отечественной войны и особенно радуются, когда видят на стендах фотографии собственных дедов и прадедов – тружеников тыла. Эта гордость за поколение своих родственников, вставших на защиту родной земли в тяжкую годину испытаний, и воспитывает патриотизм в юном поколении.

 

А все торжественные мероприятия мы начинаем с посещения паровоза ФД №20-500, установленного на вечную стоянку на территории депо в честь трудового подвига железнодорожников, – продолжает свой рассказ Юрий Григорьевич. – Это тоже часть нашего музейного комплекса, святое место для каждого локомотивщика, независимо от возраста и должности.

 

В мае текущего года музею исполнилось 52 года. Уже более полувека он хранит историю и принимает посетителей, в чём большая заслуга его создателей. Это доктор технических наук Герой Социалистического Труда Владимир Трофимович Стрельников, который, будучи начальником депо, вывел его в лидеры отрасли. Это ветераны войны Виктор Алексеевич Марков и Владимир Васильевич Терёхин – фронтовой разведчик, после тяжёлого ранения вернувшийся в строй и долгое время проработавший начальником отдела кадров депо.

 

И, конечно же, в создание музея внёс свой вклад и Юрий Григорьевич Акинин, который в 80-90-е годы прошлого века работал начальником локомотивного депо Рыбное. Следует отметить, что общий трудовой стаж династии железнодорожников, а точнее – локомотивщиков Акининых, к которой он принадлежит, составляет около четырёх с половиной веков, и, стало быть, даже по воспоминаниям своих родных Юрий Григорьевич очень многое может рассказать о депо Рыбное и его людях.


Елена Карева