21 июля 2018 20:11
фото: Владимир Иванов

Здоровая привычка моторвагонников

Творческий поиск ведёт к эффективным решениям

По результатам 2017 года Московская дирекция моторвагонного подвижного состава (МДМВ) оказалась одним из самых активных хозяйств на полигоне дороги по внедрению инструментов бережливого производства. За это время моторвагонниками реализовано 19 проектов улучшений с экономическим эффектом более 10,5 млн руб.

– Сегодня можно без преувеличения сказать, что участие в проектах бережливого производства стало настоящей потребностью для наших подразделений, – рассказывает ведущий инженер Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Сергей Саркисян. – В одних случаях их реализация снижает затраты времени на проведение технологических операций, в других – делает выше качество работ, исключая возможность брака, в-третьих – даёт иной значимый эффект.

 

В составе дирекции моторвагонного подвижного состава сегодня находятся 13 депо. Добиться осознания идеологии поиска и сокращения потерь в каждом из них на первых порах внедрения бережливого производства было совсем не просто. Как принято говорить, пришлось переориентировать психологию работников. На начальном этапе освоения технологий бережливого производства образованные на предприятиях дирекции оперативные рабочие группы, по словам Сергея Саркисяна, сталкивались порой с недоверием и непониманием необходимости внедрения данной программы со стороны как производственного персонала, так и работников технических отделов, экономистов и трудовиков. Пересмотреть многолетние привычки оказалось делом непростым. Не последнюю роль здесь сыграла позиция прежнего и нынешнего руководства МДМВ. Вопросы, связанные с бережливым производством, и сейчас постоянно находятся в центре внимания начальника дирекции Николая Лернера, его первого заместителя Сергея Асюнькина. Кроме того, инициативы бережливости получают методическую и моральную поддержку от руководителей службы технической политики МЖД Владимира Лепилина и Виталия Шельгова.

 

– Мы отлично понимали, что требовать от наших работников сиюминутных результатов при реализации процессов улучшений на первых порах было нереально, – замечает Сергей Саркисян. – Прежде, чем получить их, надо было приложить максимум усилий, чтобы донести до каждого творчески мыслящего инженера, рабочего-новатора саму суть внедрения технологий бережливого производства. Этой цели служили и теоретические занятия, и постоянное обучение на базе специализированных высших учебных заведений РАПС, в ушедшем году его прошли 12 наших работников.

 

Но, безусловно, лучшая агитация за внедрение инструментов бережливого производства – конкретные предложения улучшений с осязаемым результатом. Инициаторы проектов видят, что их идеи и разработки приносят пользу не только своему предприятию, но и смежным организациям дороги. Особенно, если такой проект многофункциональный и реально востребован на сети РЖД. Значит, есть к чему стремиться и для чего стараться. Особенно, если учесть использование в качестве поощрения разработанные руководством РЖД моральные и материальные стимулы для авторов наиболее эффективных предложений.

 

В прошлом году, например, в моторвагонном депо Новомосковск-1 был разработан проект «Технология восстановления радиаторов охлаждения рельсовых автобусов РА-2, РА-1» («Московский железнодорожник» писал об этом в №47 от 15 декабря 2017 года), годовой эффект которого оценён в 4,2 млн руб. Другая бережливая разработка – «Организация поточной линии круглосуточной мойки подвижного состава» – моторвагонного депо Апрелевка принесла 3,3 млн руб. эффекта. Причём, помимо прямого экономического эффекта, её реализация повлечёт за собой снижение трудозатрат на проведение технического обслуживания подвижного состава.

 

Опыт показывает: если целенаправленно, системно искать внутренние резервы, они обязательно найдутся. Такой поиск не единожды приводил к успеху оперативные рабочие группы в моторвагонных депо Новомосковск-1, Александров, Смоленск, Брянск-1 и на ряде других предприятий.

 

Как отметил Сергей Саркисян, работа по внедрению технологий бережливого производства в дирекции не останавливается. Завершение целого ряда проектов улучшений намечено на 2018 год. Авторы одного из них новаторы-умельцы моторвагонного депо Александров. Внедряемая ими разработка предусматривает замену с использованием собственных сил и ресурсов отдельных элементов в системе вентиляции и отопления электропоездов. Прогнозируемый экономический эффект от внедрения проекта – 1,8 млн руб. в год.

 

– Работа в области реализации программы бережливого производства в 2017 году, как и в предыдущие периоды, показала, – заметил собеседник, – что лишь только совместными усилиями всех специалистов подразделений и аппарата региональной дирекции можно добиться ощутимых результатов. Бережливость становится здоровой привычкой моторвагонников.

Владимир Иванов