22 июля 2018 21:23
фото: Виктор Манчинов

Верность выбранному пути

К многочисленным наградам начальника Сасовской дистанции пути Николая Меркулова в декабре добавилась ещё одна – знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет».

Со словами благодарности эту заслуженную награду вручил почётному железнодорожнику Николаю Меркулову начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых на сетевом совещании, где подводились итоги работы путевого комплекса ОАО «РЖД» за 2017 год и были поставлены задачи на следующий год.

 

– Для нас, путейцев, важнейший показатель – средняя балльность пути, и мы стараемся удерживать его, не превышая планового задания 20 баллов. По последним данным вагона-путеизмерителя, в декабре на полигоне дистанции он составил 16 единиц, как и в среднем по 2017 году, – с удовлетворением отметил спустя несколько дней после награждения во время нашей беседы Николай Меркулов. – И это прежде всего – результат слаженности работы коллектива. У нас закрепилось правило: если принято решение, дана команда, к примеру, начальнику участка или дорожному мастеру, то можно быть уверенным, что всё будет выполнено как можно лучше. Важно не только вовремя и качественно устранить неисправность, но и выявлять причины её зарождения, чтобы не допускать повторов, предвидеть предотказное состояние технических средств, думать и работать на перспективу. И люди к этому стремятся.

 

В Сасовской дистанции пути Николай Степанович работает с 1966 года, начинал здесь с должности старшего путевого рабочего. После службы в рядах Советской армии трудился бригадиром пути, затем прошёл ступени профессионального роста от дорожного мастера до заместителя начальника дистанции. А последние 20 лет возглавляет коллектив, и с приходом этого талантливого руководителя на предприятии начались эффективные преобразования по всем «фронтам», что сказалось на результатах – Сасовская дистанция неоднократно признавалась победителем сетевого соревнования, по праву считается одной из лучших в Московской дирекции инфраструктуры.

 

На высоком уровне оценены и трудовые заслуги Николая Степановича. Свою первую награду «Победитель соцсоревнования 1974 года» он получил, когда работал дорожным мастером на станции Чучково. Ответственный пост начальника дистанции принял, имея знак «Почётному железнодорожнику». А за годы успешного руководства коллективом путейцев награждён благодарностью министра транспорта РФ, знаком «Почётный работник Московской железной дороги», золотыми часами начальника МЖД, благодарностью президента ОАО «РЖД», почётной грамотой губернатора Рязанской области и другими знаками отличия.

 

Каковы слагаемые успехов передового коллектива? Прежде всего – дальновидная кадровая политика. К тому времени, как Меркулов стал начальником дистанции, сложилась тяжёлая обстановка с кадрами – молодые специалисты, которые приезжали сюда по направлению, отработав положенный срок, увольнялись по разным причинам, в том числе из-за отсутствия жилья.

 

– Чтобы исправить положение, мы решили растить своих инженеров со школьной скамьи, проводили занятия со старшеклассниками, беседовали, а затем они проходили в дистанции производственную практику, – говорит Николай Степанович. – Вместе с учителями железнодорожной школы отбирали способных ребят для обучения в институте по целевому направлению. А потом ждали их возвращения.

 

Как показало время, расчёт оказался верным. После окончания МИИТ выпускники, пройдя обязательную «обкатку» в качестве монтёров пути, набираясь опыта, успешно проявляя себя в работе, уверенно осваивали новые ступени роста. И с годами стали отличными специалистами, трудятся на ответственных должностях: Дмитрий Каплёнков – заместителем начальника Сасовской дистанции пути, Александр Бозов – главным инженером, Дмитрий Лохин и Василий Нестеров – начальниками участков, Михаил Соколов – начальником техотдела. Своими «доморощенными» профессионалами делится коллектив и с другими предприятиями: Андрей Козырьков – начальник Рязанской дистанции пути, Александр Нистратов – главный механик ПМС-307.

 

Сегодня в дистанции 42 специалиста имеют высшее образование, в том числе все начальники участков, а со средним профессиональным – 111 человек, что говорит о полной обеспеченности квалифицированными кадрами. Большое внимание уделяется здесь и повышению квалификации, обновлению знаний работников, чему способствует система переподготовки в Московской дирекции инфраструктуры.

 

– Николая Степановича Меркулова можно отнести к «золотому фонду» Московской дороги, – подчёркивает председатель Дорпрофжела на МЖД Николай Синицын. – Чтобы стать настоящим профессионалом-железнодорожником, надо полностью посвятить себя железной дороге, забыв про непогоду и праздники, а чтобы стать руководителем, надо пройти большой жизненный путь, научиться принимать разочарования и обиды. Именно таким образцом и является Николай Степанович. Он много сделал для улучшения бытовых условий труда работников дистанции, заслужив тем самым глубочайшее уважение в коллективе.

 

– Николай Степанович – отличный руководитель, умеет сплотить коллектив, отсюда и результаты. Нам по силам все поставленные цели и задачи, – говорит заместитель начальника Сасовской дистанции пути Наталья Аверкина. – С ним надёжно, к нему можно обратиться по любому вопросу и всегда получить дельный совет, поддержку. А ещё он любит пошутить, может, например, в назидание и к месту стихи прочитать, что действует безотказно.

 

– Большинство работников нашей дистанции – воспитанники Николая Степановича, – добавляет к сказанному председатель профсоюзной первички Виктор Манчинов. – Он всегда болеет душой не только за производство, но и заботится о людях. А уж сколько им пройдено километров по стальной колее, думаю, что за годы работы он вокруг Земли обошёл.

 

С этой дистанцией связана вся жизнь Меркулова. Его отец Степан Степанович трудился путевым обходчиком и с дет- ства воспитывал в мальчугане любовь к железной дороге, трудолюбие. Теперь уже не осталось следов от той казармы, где проживало шесть семей и 27 ребятишек, где он вырос и был по-детски счастлив. Но каждый раз, проезжая это место по Земетченской ветке, Николай Степанович ощущает запах родного очага, черёмухи. И будто слышит наказ отца, основанный на житейской мудрости: «Времена меняются, подходы – тоже, но доброта и порядочность всегда должны оставаться в человеке».

 

– Мне всегда везло на хороших людей, – говорит Николай Степанович. – С благодарностью вспоминаю дорожного мастера Николая Алексеевича Чернышова, начальника дистанции пути Николая Николаевича Кухто. Они отлично знали путейское дело, при этом никогда не позволяли себе пренебрежительного отношения к подчинённым, и люди всегда относились с большой ответственностью к порученному делу.

 

Подводя итоги уходящего года, Николай Степанович отметил, что все плановые работы по текущему содержанию пути выполнены, удалось внедрить и хороший проект по бережливому производству. Кроме того, работники дистанции принимали участие в реконструкции станции Шелухово, рядом с которой будет введён в эксплуатацию крупный объект – нефте- продуктоперекачивающая станция. И везде путейцы трудились с высоким качеством, полной отдачей.

 

– Путь любит, когда ему кланяются, ценит заботу, только тогда он гарантирует безопасность продвижения поездов, – поделился своим мнением Николай Меркулов. – А бесстыковой путь – он, как интеллигент, требует особого обращения, тщательного подхода, не терпит безалаберности, за что может отомстить. Но при этом в сочетании с отличным содержанием значительно улучшает условия обеспечения безопасности, экономит расходы. Бесстыковой путь у нас уложен уже на 403 км из всех 495, имеющихся на полигоне дистанции.

 

Большой личный вклад как руководитель Меркулов внёс в улучшение условий труда и быта путейцев.

 

– Это стало возможным потому, что большую поддержку во всех вопросах и преобразованиях нам оказывал Дорпрофжел, – говорит Меркулов. – Мы также благодарны Николаю Фомичу Синицыну за помощь в издании книги Валерия Стогова об истории нашей дистанции, которая будет передаваться от поколения к поколению.

 

На вопрос об увлечениях Николай Степанович как-то несколько лет назад сказал, что питает особую симпатию к пчёлам – любит наблюдать за их мудрой суетой. Захотелось узнать, а как теперь? Оказалось, что он набирается опыта у большого любителя этого дела Алексея Васильевича Лысовского, в прошлом председателя профкома дистанции, бывая на его даче. А когда наблюдает за ульями, будто набирается энергии от этих трудяг, говорит: «Вот бы людям научиться их порядку».

 

По традиции наступающий Новый год Николай Степанович с супругой Ниной Петровной встретят всей семьёй, вместе с детьми и внуками в пансионате, расположенном в живописном месте с хвойным лесом в деревне Судаково, что в Домодедовском районе Подмосковья. Как всегда, на радость внукам их ждут интересная программа во главе с Дедом Морозом, праздничное угощение, возможно, и катание на лошадях с соколиной охотой, которую наблюдали в прошлый раз.

 

Для Меркуловых наступающий праздник особенный – он тройной! Первого января отметят 70-летний юбилей Николая Степановича, который совпадает и с днём их свадьбы с Ниной Петровной. Ну и, конечно, встретят Новый год! Пожелаем Николаю Степановичу, их большой и дружной семье здоровья и успехов во всех делах!

Татьяна Глыва