19 ноября 2018 03:30
фото: Евгений Надалинский

Мощное наследие «Днепра» и «Урала»

Московский ИВЦ – ровесник космической эры и внедрения электроники на транспорте

Московский информационно-вычислительный центр (МИВЦ) сегодня успешно решает более 900 задач, осуществляет информационно-технологическое сопровождение пассажирских перевозок на шести железных дорогах, грузовых перевозок – на пяти.

 

Московский ИВЦ, в эти дни отмечающий 55-летие со времени создания, – уникальное предприятие, непрерывно обеспечивающее эффективное и бесперебойное обслуживание корпоративных информационных систем, программно-технических комплексов и сети передачи данных ОАО «РЖД».

 

В связи с юбилеем многие отмечают своего рода символизм, ведь 1961-й – это ещё и год первого полёта человека в космос. Сродни этому свершению был и прорыв советского государства в информационно-вычислительных технологиях. В год основания в центре трудились 23 специалиста. Сегодня Московский ИВЦ – это большое современное, технически прекрасно оснащённое предприятие, находящееся в авангарде развития информационных технологий.

 

С юбилеем Московский ИВЦ и его руководителя Михаила Кононова поздравили старший вице-президент – главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, заместитель начальника МЖД по кадрам и социальным вопросам Сергей Черногаев, зачитавший поздравление от начальника дороги Владимира Молдавера, директор Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» Роман Лыков, первый заместитель председателя Дорпрофжела на МЖД Валерий Зуйков. Торжественный вечер с участием сотен работников и ветеранов МИВЦ состоялся в Центральном доме культуры железнодорожников. По случаю юбилея группа сотрудников была отмечена наградами Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД», часами и почётными грамотами начальника МЖД, председателя Дорпрофжела, директора ГВЦ, ряду других объявлена благодарность.

 

Ныне Московский ИВЦ является одним из трёх центров обработки данных и оказывает IT-услуги не только сотрудникам столичной магистрали, но и компании в целом, а также многочисленным клиентам в России и за рубежом. Сегодня в МИВЦ работают 764 специалиста, максимальная же численность коллектива несколько лет назад достигала 1200 человек. Год от года персонал молодеет, за последние несколько лет средний возраст его снизился почти на пять лет.

 

А начиналось всё с приказа МПС СССР от 20 октября 1961 года, подписанного легендарным министром путей сообщения Борисом Бещевым. В соответствии с документом на Московской железной дороге был создан первый информационно-вычислительный центр, который возглавил Андрей Семёнович Сочивко. Здание ИВЦ было заложено в 1963 году. В апреле 1964 года в Московско-Курском отделении была введена в эксплуатацию первая ЭВМ «Днепр-21», что позволило начать испытания в производственных условиях управляющей системы «участковый автодиспетчер». Одновременно была установлена электронная вычислительная машина первого поколения «Урал-14» (на радиолампах) с вводом информации с перфокарт. Так на Московской магистрали было положено начало автоматизации учёта и оперативного планирования перевозочного процесса.

 

Возможности МИВЦ и его роль на железной дороге расширялись с каждым годом. В течение 1965 года была введена в эксплуатацию телеграфная информационная связь, и оперативная информация стала доступна широкому кругу пользователей. По заказам служб и отделений центр приступил к массовому решению таких задач, как анализ показателей использования локомотивного парка, оборота и производительности вагона, расчёт заработной платы, рациональных схем перевозок, густоты движения поездов, тяговые расчёты для составления графика движения поездов и другие. В 1968 году в вычислительном центре дороги был создан отдел разработки и внедрения системы автоматизации билетно-кассовых операций.

 

На рубеже 1970-х годов Московский ИВЦ успешно решал около 60 задач, в их числе связанные с совершенствованием планирования и управления перевозочным процессом, улучшением использования подвижного состава и других технических средств.

 

В марте 1979 года для развития и обслуживания системы продажи проездных документов в пассажирском сообщении на Московской дороге был организован вычислительный центр «Экспресс». К концу 1980 года были полностью автоматизированы все 600 железнодорожных касс Московского узла (система «Экспресс-1»). В том же году разработчики системы «Экспресс-1», основываясь на опыте её эксплуатации, приступили к созданию новой, более совершенной и производительной автоматизированной системы «Экспресс-2». К декабрю 1982 года система была введена в промышленную эксплуатацию, а к концу 1985-го вся продажа билетов стала вестись через 700 терминалов системы «Экспресс-2», установленных в кассах Московского узла. В 1986 году на автоматизированную продажу билетов переведены все станции столичной магистрали, к системе было подключено 905 билетных касс.

 

В 1995 году в ИВЦ были установлены новые вычислительные машины «Компарекс». Их производительность в 20 раз превышала производительность преж- них машин ЕС-1046, что позволило к 1996 году перейти на автоматизированную продажу билетов по ходу следования со всеми дорогами сети. Присутствующие с благодарностью вспомнили Олега Сергеевича Толстого, Александра Ивановича Науменко, возглавлявших Московский ИВЦ 16 и 11 лет соответственно.

 

Следующий мощный импульс развитию МИВЦ дало реформирование на сети ОАО «РЖД», начавшееся в 2011 году. На базе Московского ИВЦ был создан один из трёх отраслевых центров обработки данных (ЦОД). Центр оказывает услуги по техническому обслуживанию специализированных вычислительных устройств, а также участвует в разработке новейшего прикладного математического обеспечения для функционирования сложнейших вычислительных систем автоматизированного управления перевозками и пассажирским хозяйством. МИВЦ имеет договорные отношения более чем с 1200 предприятиями как внутри Российской Федерации, так и за её пределами, в том числе – в дальнем зарубежье.

 

С 2014 года Московский ИВЦ принимал непосредственное участие в проекте Московское центральное кольцо. Комплекс диспетчерского управления пассажирским движением на Кольце при деятельном участии МИВЦ введён в строй в ДЦУП Московской дороги, за что вычислителям выразил особую благодарность заместитель главного инженера МЖД Александр Поздеев.

 

С подмостков эстрады собравшихся поздравили детская танцевальная группа, в которой принимают участие дети работников центра, заслуженный артист России Феликс Царикати, а сами сотрудники впервые представили песню, посвящённую родному предприятию.

 

Игорь Ленский