12 декабря 2018 06:30
фото: Евгений Надалинский

Ключ к успеху – единый оператор

Организацию пассажирских перевозок на Московской кольцевой железной дороге возьмёт на себя ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» и ОАО «Центральная ППК»  по согласованию со столичными властями 21 января 2016 года заключили соглашение о переуступке договора на транспортное обслуживание Москов­ской кольцевой железной дороги.

 

Это означает, что железнодорожный холдинг обеспечит не только строительство, но и эксплуатацию МКЖД, включая обслуживание пассажиров. Сосредоточение всех функций в руках единого сильного оператора позволит добиться эффективности перевозок, гарантирует безопасность движения и комфорт пассажиров. Открытие движения запланировано на второе полугодие 2016 года.

 

В рамках централизованной системы управления пассажирскими перевозками на МКЖД, которую все заинтересованные стороны после тщательной проработки вопроса сочли оптимальной, в ведении РЖД будет находиться не только завершение строительства, но также выбор и приобретение подвижного состава, управление движением и диспетчеризация линии, продажа билетов, обслуживание и предоставление сервиса пассажирам МКЖД. Вся железнодорожная инфраструктура линии будет находиться в собственности ОАО «РЖД».

 

Столичные власти и привлечённые ими инвесторы отвечают за строительство и функционирование транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Эти узлы как бы «накрывают» платформы, они должны обеспечить максимальную интеграцию МКЖД с Московским метрополитеном, прежде всего быструю и удобную пересадку, не выходя в город. Стоимость проезда по кольцу будет такой же, как и во всём метрополитене. Пересадка с МКЖД на подземку дополнительной платы не потребует. Для оплаты проезда будут действительны те же проездные, а также транспортная карта «Тройка».

 

– Согласно последним уточнениям, на МКЖД будет 31 остановочный пункт, – рассказывает «Московскому железнодорожнику» начальник отдела реконструкции Малого кольца Дорожного инженерного центра МЖД Александр Борисов. – Уже практически готова станция Лужники, на неё ляжет особая нагрузка в связи с приёмом и отправлением десятков тысяч болельщиков в дни спортивных соревнований. В стадии завершения находится строительство девяти остановочных пунктов: Андроновка, Белокаменная, Ботанический сад, Новохохловская, Варшавское шоссе, Кутузово, Шоссе Энтузиастов, Ярославская, Рязанская. Для удобной пересадки на электропоезда радиальных направлений Мосузла ряд давно существующих на них пассажирских платформ будет передвинут ближе к кольцу.

 

К открытию линии в конце года войдут в строй 30 станций, остановочный пункт Севастопольский проспект – возможно, чуть позднее. К сегодняшнему дню успешно завершены реконструкция Дорогомиловского моста, строительство эстакады в районе ММДЦ «Москва-Сити» и западного путепровода над смоленским ходом. Эти три объекта были одними из сложных на линии. Сейчас заканчивается строительство семи искусственных сооружений. Построены две новые тяговые подстанции – в Белокаменной и Андроновке, три подстанции реконструированы. С ходом работ 23 января в ходе рабочей поездки по кольцу ознакомился президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Он выразил уверенность в своевременном и качественном завершении проекта, а запуск МКЖД предстоящей осенью назвал ключевым событием года.

 

По данным центра, к январю 2016 года в связи с сооружением мостов и путепроводов на кольце сохраняется два разрыва – на пересечениях с Варшавским и Ярославским шоссе. Земляное полотно, сообщил Александр Борисов, принимавший участие в рабочей поездке, подготовлено на 76%, установлено 84% от общего числа опор контактной сети, по хозяйствам пути, СЦБ и связи работы выполнены на 65%. На оставшееся время железнодорожниками совместно с правительством Москвы разработаны жёсткие графики работ по обеспечению открытия пассажирского движения. Каждую неделю на станции Черкизово собирается оперативный штаб по реконструкции, который проводит и выездные инспекции на объектах, внося необходимые коррективы прямо на месте строительства.

 

В мае 2016 года, как сообщил собеседник, начнёт действовать опытный полигон на участке Канатчиково – Лихоборы, где предполагается в движении электропоездов отработать методы эксплуатации и обслуживания линии. Опытная обкатка магистрали по всему периметру запланирована ещё через два месяца.

 

Определена технология поездной работы на кольце, обеспечивать которую будет Московская железная дорога. Управление движением, обслуживание и контроль инфраструктуры МКЖД станет осуществлять специальный диспетчерский круг, созданный в Центре управления пригородным комплексом. В Московской дирекции инфраструктуры создаётся отдельная дистанция для Малого кольца, куда войдут путейцы, энергетики, работники служб СЦБ и связи. Грузовое движение по кольцу будет осуществляться по специально построенному третьему главному пути либо во время ночного перерыва по пассажирским путям. Все 12 грузовых станций кольца продолжат работать, две из них будут открыты по параграфу грузовых операций.

 

В качестве подвижного состава на МКЖД могут быть использованы «Ласточки», как это предполагалось с самого начала реконструкции. Для обслуживания их на МЖД построено новое специальное депо Подмосковная.

 

– Создавая современную высокотехнологичную и капиталоёмкую инфраструктуру, надо задействовать на ней и соответствующий подвижной состав, – считает Александр Борисов. – «Ласточка» – самый эффективный и комфортабельный поезд из тех, которые готовы к открытию линии. На МКЖД понадобится 32 основных состава и три резервных.

 

В настоящее время на Московской магистрали полным ходом идёт обучение и переподготовка персонала для обслуживания МКЖД. Этот процесс развёрнут в хозяйствах тяги, пути, электрификации, автоматики и телемеханики, СЦБ, связи. С учётом сменного графика работы на МКЖД будут заняты не менее 700 специалистов, среди них – 150 машинистов. Как отметил Александр Борисов, на МЖД будет создано около 200 дополнительных рабочих мест. С учётом последних январских решений о передаче ОАО «РЖД» функций по обслуживанию пассажиров персонала, скорее всего, понадобится больше. Если же брать в расчёт ещё и ТПУ, то к деятельности МКЖД в общей сложности могут быть привлечены около полутора тысяч работников, не только железнодорожников, но и других профессий.

 

– Все силы Московской железной дороги сейчас направлены на своевременный запуск МКЖД, как нового вида городского общественного транспорта Москвы, – подчеркнул Александр Борисов. – Кольцевая железнодорожная линия не только разгрузит метрополитен, но и даст городу новое качество пассажирских перевозок, повысит мобильность населения, сэкономив людям время для комфортных поездок по городу, создаст дополнительные удобства для пассажиров.

 

Игорь Ленский