20 ноября 2018 17:27
фото: Рустам Утяшев

Бесценный багаж виолончелиста

Со всех вокзалов вместе с обладателем ряда Гран-при Арсением Чубачиным следует уникальный струнный инструмент с 200-летней историей

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского завершила сезон самыми впечатляющими событиями года, состоявшимися в её стенах, – концертом четырёх оперных «звёзд» памяти Елены Образцовой и концертом виолончелиста Арсения Чубачина.

 

Перед взыскательной московской публикой в рамках своего европейского турне Париж – Вена – Москва – Прага – Барселона выступили четыре выдающихся исполнителя, в разное время выходивших на сцену с «прекрасной Кармен», – сопрано Анна Нетребко, бас Ильдар Абдразаков, тенор Александр Антоненко и меццо-сопрано Екатерина Губанова. В финале грандиозного шоу оперные «звёзды» под овации зрителей устроили флешмоб в поддержку баритона Дмитрия Хворостовского, надев прямо поверх концертных платьев и костюмов майки с изображением артиста, проходящего сейчас курс лечения от тяжёлой болезни в Лондоне.

 

В другом давно ожидавшемся концерте в сопровождении Государственной академической симфонической капеллы России (дирижёр – Дмитрий Крюков) солировал один из ведущих виолончелистов России, обладатель Гран-при конкурсов в Париже, Берлине и Праге Арсений Чубачин. Несмотря на аншлаг, пресс-служба консерватории любезно пригласила на оба концерта и обозревателя «Московского железнодорожника».

 

Наибольшую известность Чубачину, воспитаннику отечественной виолончельной школы, удостоенному гранта Президента России Владимира Путина, принесли, помимо консерваторских выступлений, концерты на мировых площадках и фестивалях – в Германии, Швейцарии, Франции, Чехии, США, Японии.

 

– Выступать в Европе в качестве представителя и популяризатора русской музыкальной школы – почётная традиция и миссия, – рассказывает мне Арсений Чубачин. – Мы, русские музыканты, более подготовлены к солированию на большой зал, чем западные коллеги, которых тамошние профессора обучают прежде всего для работы в оркестре. Мы в большей степени стремимся проявить свою творческую индивидуальность, передать своеобразие и неповторимость русской души. На концертах приятно осознавать, что русская классическая музыка по-прежнему высоко ценится на Западе и пользуется неизменным успехом. В то же время, скажу откровенно, несмотря на то, что я много учился и концертировал в Европе и Азии, мне никогда не хотелось там постоянно жить. Всегда чувствовал, что моя родина – Россия, Сибирь, где я родился, Санкт-Петербург, где живут мои родители, Москва, где живу я. Здесь в Отечестве находятся мои самые преданные поклонники, и здесь мне всегда хорошо.

 

Виолончель – один из сложнейших смычковых струнных музыкальных инструментов и второй по величине (но не по значимости) после контрабаса. Неоценимый вклад в популяризацию виолончели внесли отечественные виртуозы Мстислав Ростропович и Даниил Шафран. Игра требует не только редкого таланта, но и десятилетий упорной подготовки. Становление виолончелиста, полагают специалисты, – всегда божественное сочетание счастливых обстоятельств. Ведь едва ли какой ребёнок осознанно и добровольно выберет себе виолончель, обычно успешный виолончелист – это своевременный и удачный выбор прозорливого педагога.

 

Говорят, в каждом контрабасисте живёт ностальгия по «младшей сестре» – виолончели. Неудивительно, что для пятилетнего Арсения всё началось с непреклонного решения отца, контрабасиста Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, и мамы – шеф-костюмера Мариинского театра. Поступив в Центральную музыкальную школу, Арсений впоследствии совершенствовал своё мастерство в Московской консерватории под началом профессоров Марка Рейзенштока и Алексея Селезнёва.

 

Успех пришёл рано, к 12 годам Чубачин объездил с концертами не менее дюжины стран, выступал с 10 оркестрами, включая европейские. В 18 лет переехал в Берлин и при поддержке фонда принцессы фон Бисмарк учился там два года. Едва перешагнув совершеннолетие, Чубачин выиграл в Париже свой первый Гран-при, стал, по оценке композитора Максима Дунаевского, ярким представителем нового поколения «звёзд». За это время, можно сказать, сроднился с виолончелью. Но что за раритет в руках у музыканта?

 

– Эта очень старинная виолончель мастера Теклера (ныне фирма Teccler) сделана в Германии более 200 лет назад, – поясняет Арсений, любовно поглаживая уникальный инструмент. – Мне его предоставил в пользование немецкий меценат, который не стремится афишировать своё имя. Перед нашим интервью я получил долгожданное и радостное известие о том, что срок пользования инструментом для меня продлён… Вас интересует его стоимость? У этой виолончели нет цены. Она бесценна.

 

В концертах Чубачина, как правило не отклоняющегося далеко от классики, присутствуют разные жанры и аранжировки, в том числе уникальные для виолончельного репертуара. Арсений любит джаз, саксофон, черпает образы из творчества Игоря Бутмана и его квартета, Астора Пьяццоллы, Рэя Чарльза, старается у каждого из них чему-то научиться. Сам Чубачин, по мнению музыковедов, тонко чувствует пространство танго; сойдя с просторной консерваторской сцены на неакадемические площадки, может позволить себе эксперименты в джазе и кроссовере, сочетающем разные музыкальные стили и направления.

 

Сегодня у 25-летнего Чубачина уже свой камерный оркестр «ARS chamber orchestra» из девяти музыкантов: четыре скрипки, два альта, контрабас, виолончель и фортепиано. На диске, запись которого состоится в американской компании Delоs, а премьерные концерты – в начале 2016 года, будут представлены как классические, так и джазовые композиции. Меломанов ждут и интригующие сюрпризы, Чубачин называет их «революционными» для виолончели, но какие именно – Арсений пока хранит в тайне.

 

Творческая жизнь известного виолончелиста немыслима без постоянных путешествий. Каким видом транспорта?

 

– Знаете, я боюсь летать, – честно признаётся Чубачин. – Самолётом пользуюсь только тогда, когда выбора нет: надо лететь за океан, в Европу, Азию или в Сибирь. Автотранспорт мне вообще не подходит. Поэтому с детства люблю железную дорогу. В студенческие годы ездить уже приходилось много, с деньгами было туго, так что брал билет в плацкарт, иногда, скажу по секрету, экономил на постельных принадлежностях. Но всё равно выбирал только поезд. Вот и сегодня, перед нашим интервью приехал в Москву экспрессом после концерта в Санкт-Петербурге. Очень удобно, что багажный отсек в купе новых поездов по габаритам идеально подходит, чтобы разместить в нём виолончель. А скорость и комфорт в нынешних поездах между двумя столицами вызывают только восхищение!

 

Арсений Чубачин планирует принять участие в культурной программе ОАО «РЖД», как только такая возможность ему представится. Недавно репертуар одарённого музыканта пополнился концертом Дворжака №2 для виолончели с оркестром. Концерт стал знаковым событием для Московской консерватории, все билеты были раскуплены заранее, свободных мест в Большом зале не было.

 

– Музыка чешского композитора Антонина Дворжака – непростая для исполнения и восприятия, она требует особого вдохновения, сокровенной работы ума и сердца, – говорит виолончелист. – Долго раздумывал, никак не мог решиться на столь сложное произведение в минорном ключе. Но когда взялся, освоил 45-минутный концерт всего за неделю!

 

Игорь Ленский