17 ноября 2018 11:28

Пассажирам тайфун не страшен

Название 54-километрового японского тоннеля «Сэйкан», соединяющего на 240-метровой глубине под Сангарским проливом густонаселённые острова Хонсю и Хоккайдо, имеет по-восточному эффектный перевод – «Величественное зрелище». Это первый среди собратьев, наиболее глубоко залегающий под морским дном и самый длинный железнодорожный тоннель в мире.

 

Причиной строительства тоннеля «Сэйкан» стала грандиозная трагедия 1954 года в Сангарском проливе: тогда тайфун потопил пять переполненных пассажирами паромов, погибли более 1000 человек. Сразу после события начались изыскательские работы.

 

Проект изначально поражал своей сложностью и по уровню техники и технологий 1950-х годов казался неосуществимым: расстояние между островами более 23 км, глубина неспокойного пролива в районе прокладки тоннеля достигает 140 метров, при этом геологические условия сейсмоактивной зоны требовали углубить путепровод ещё на 100 м ниже уровня дна. Тем не менее год спустя правительство Японии, изучив мнения учёных и экспертов, пришло к выводу о возможности строительства. Тоннель сооружался более 24 лет, в строительных работах участвовало около 14 млн человек. «Сэйкан» был открыт для движения скоростных поездов 13 марта 1988 года.

 

При прокладке тоннеля были использованы самые передовые на тот момент в мире технологии, прежде всего – бесстыковой путь. Первые пассажиры сразу обратили внимание на акустический эффект: в «Сэйкане» не слышен характерный стук вагонных колёс, поскольку рельсы сварены без единого стыка.

 

Тоннель «Сэйкан», как и ряд других крупнейших инвестиционных проектов на железнодорожной инфраструктуре, имеет неопределённый срок окупаемости. Астрономические средства, вложенные в строительство, эксплуатацию и сложнейшую систему безопасности, затрудняют конкуренцию с дешёвыми японскими авиалиниями. В 2012 году через тоннель проехало около двух млн пассажиров.

 

Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30