15 декабря 2018 15:32

Ради жизни на земле...

70 лет назад на берегах Волги завершилась великая битва за город Сталинград.<br />
Андрей Авдохин,
подполковник, командир 18-го батальона механизации 15-й железнодорожной бригады

За годы Великой Отечественной войны Андрей Авдохин успел повоевать на шести фронтах, в том числе на Сталинградском. Командуя батальоном, он личным примером вдохновлял бойцов на выполнение поставленных задач и прославился как умелый организатор скоростного восстановления железнодорожных объектов.
В разгар Сталинградской битвы батальон Авдохина был задействован на техническом прикрытии участка Урбах – Джаныбек, который подвергался систематическим ударам немецкой авиации. Чтобы обеспечить движение эшелонов, Андрей Михайлович организовал сопровождение поездов автомобильными восстановительными командами-летучками, передвигающимся по грунтовой дороге параллельно движению эшелонов. Каждая летучка имела необходимый набор путевого инструмента, запасных частей для подвижного состава и подручных материалов: глины, деревянных пробок, тряпья. В случае налёта вражеских бомбардировщиков команды немедленно приступали к спасению грузов и скорейшему восстановлению движения на перегонах. Солдаты гасили горящие цистерны, забивали пробоины, замазывая их глиной. Только в октябре 1942 года команды летучек на железнодорожном участке Урбах – Баскунчак спасли от огня 561 цистерну с горючим, 102 вагона с боеприпасами, 413 вагонов с продовольствием, много других грузов
и 29 паровозов.

Михаил Бондаренко,
начальник железнодорожного управления строительством № 10

Осенью 1941 года на левом берегу Волги началось срочное строительство железнодорожной линии Сталинград – Владимировка, протяжённостью 180 километров. Строительством руководил начальник железнодорожного управления строительством № 10 Михаил Бондаренко. Для ускорения стройки Михаил Леонтьевич организовал встречную укладку пути из Сталинграда, использовал путеукладчик. Строители переместили 1 миллион 190 тысяч кубометров грунта, построили 57 временных мостов и водопропускных труб, уложили 190 километров главного и станционных путей.
В марте 1942 года коллектив Бондаренко участвовал в строительстве Волжской рокады на участке от Иловли до Петрова Вала, протяжённостью 1000 километров. Несмотря на нехватку строителей и трудные условия работы, через 102 дня после начала земляных работ на участке открылось движение, хотя сдача его в эксплуатацию намечалась к 1 октября.

Пётр Шеин,
подполковник, командир 84-го путевого батальона 27-й железнодорожной бригады

Пётр Шеин участвовал в Сталинградской битве с первого до победного дня. Вместе со своим батальоном он не только вёл заградительные работы на различных участках железной дороги, но и несколько месяцев держал оборону в центре Сталинграда на опорных пунктах у площади Павших борцов революции и у железнодорожного моста через реку Царица. Бойцы-железнодорожники упорно обороняли порученный им участок, пока в сентябре их не сменили подразделения дивизии Родимцева.
А батальон Шеина получил новую задачу: оборонять три стратегически важных песчаных острова – Голодный, Сартинский и Купоросный. Враг мог использовать их как опорные пункты для окружения с Волги защитников Сталинграда. Гитлеровцы всячески пытались выбить железнодорожников с занятых ими позиций: использовали пикирующие бомбардировщики с завывающими сиренами, засылали диверсантов. Но бдительность бойцов батальона не уступала их мужеству и стойкости. Позднее все они были награждены медалью «За оборону Сталинграда».
Ещё шли бои по уничтожению окружённого противника, а батальон Шеина уже направили на восстановление железнодорожного участка Морозовская – Тацинская. Нужно было срочно отстроить разрушенные врагом железнодорожные пути на Донбасс, где вели наступление войска Юго-Западного фронта, с каждым часом расширяющие полосу прорыва и занимающие одну железнодорожную станцию за другой. Бойцы 84-го железнодорожного батальона вернулись к своему прямому делу.

Никита Олейников,
дежурный по станции Липки Юго-Восточной железной дороги

Станции Арчединского отделения Юго-Восточной железной дороги перед началом Сталинградской битвы находились под постоянным огнём вражеской авиации. Гитлеровцы понимали: пока функционирует железная дорога, взять волжский город будет практически невозможно. Поэтому на протяжении лета 1942 года огненный дождь беспрерывно сыпался на железнодорожные пути, ведущие к Сталинграду. Только за 10 дней июля «юнкерсы» совершили более 70 налётов на Арчеду и близлежащие станции.
Дежурный по станции Липки 38-летний Никита Олейников в напряжённые дни фашистских бомбардировок мужественно координировал работу станции.
25 июля 1942 года Никита Иванович сдал ночное дежурство. Казалось бы, после тяжёлой смены можно было и отдохнуть. Но не получилось: на станцию поступило сообщение, что из-за Дона летит большая группа вражеских самолётов. В это время на железнодорожных путях станции находились сплотка из 6 паровозов, эшелоны с автомашинами и пушками, а также вагоны с зерном и 13 цистерн с горючим. Ещё до начала бомбёжки сплотку паровозов удалось отправить на север и вывезти часть платформы с боевой техникой.
Фашистские лётчики ожесточённо бомбили станцию, но Олейников не покинул её даже тогда, когда узнал о гибели жены и троих детей.
Когда гитлеровцы всё же прорвались к Волге, перерезав с севера железнодорожное сообщение со Сталинградом, работникам магистрали пришлось уходить с занятой врагом станции Липки. Но спустя несколько месяцев, в ноябре 1942-го, станции Арчеда, Липки и Иловля были освобождены советскими войсками. Никита Олейников вновь вернулся на свой пост и в мае 1944 года стал начальником станции Арчеда. 
В 1951 году Олейников был награждён вторым орденом Ленина. А в 1964 году ушёл на пенсию.

Александр Сурков,
начальник станции Сарепта

На станции Сарепта во время Сталинградской битвы работа не прекращалась ни на минуту. На её многочисленных парковых путях находилось несколько тысяч железнодорожных вагонов, что превышало все установленные на магистрали нормы. Возглавлял станцию в то непростое время бывший заместитель начальника Сталинградского отделения Александр Сурков.
Железнодорожникам Сарепты пришлось первым испытать массированные налёты вражеской авиации. Стрелочникам, составителям поездов, сцепщикам, списчикам, смазчикам приходилось работать в стальных касках под градом осколков от разрывов снарядов советской зенитной артиллерии, защищавшей станцию. Однако 8 августа 17 вражеским бомбардировщикам всё же удалось прорваться сквозь завесу зенитного огня и сбросить бомбы на станцию Сарепта. Вспыхнул пожар. Железнодорожники бросились спасать от огня вагоны с боеприпасами и ценными грузами. 
С сентября 1942 года Сарепта начала работать во фронтовых условиях. Противник находился совсем близко. Его артиллерия и миномёты с двух сторон обстреливали станцию. По приказу военного командования значительная часть коллектива станции была эвакуирована за Волгу. В Сарепте осталось минимально необходимое число людей во главе с Александром Сурковым. Почти шесть месяцев станция была отрезана от «большой земли». 
В итоге, выполняя поручение военного командования, железнодорожники, во время Сталинградской битвы, находясь во вражеском полукольце, разгружали и отправляли на фронт большое количество колёсных пар для устройства противотанковых заграждений, а также топливо для боевых машин. Помимо этого, отправили в тыл, за Волгу, более 190 вагонов ценного оборудования, а также подготовили подвижной состав для переброски стрелковой дивизии к линии фронта. Выполнить всё это было нелегко: большая часть парковых путей была разрушена, подвижной состав был разбросан по разным путям и формировать его нужно было тайно. За досрочное выполнение задания командование 57-й армии объявило Суркову благодарность. 
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31