22 января 2019 12:16
фото: Алексей Шмалей

Результаты идут вверх

На Приволжской железной дороге продолжается реализация пилотного проекта по первичному формированию профессиональных навыков по рабочим специальностям с использованием инфраструктуры малодеятельной станции Кокурино. В прошлом году в проекте приняли участие 52 железнодорожника. В 2018-м число участников возросло более чем в четыре раза.
В текущем году подготовка на полигоне велась по пяти специальностям. Практические навыки под руководством опытных инструкторов отрабатывали машинисты тепловоза и электровоза, составители поездов, бригадиры пути, а также контролёры состояния железнодорожного пути.

Более половины от общей численности прошедших обучение на полигоне – представители локомотивного комплекса. Занятия, организованные для них в учебном центре, включают в себя как изучение теории, так и отработку практических навыков на тренажёрах. После прохождения курса будущие машинисты отправляются на производственное обучение, где значительная часть времени посвящается освоению слесарного дела. Далее следует практика в качестве дублёра машиниста. Её суть сводится к тому, что ученик сидит у машиниста за спиной и внимательно наблюдает за работой профессионала. При этом практикант не выполняет никаких активных действий, поскольку это запрещено нормативной документацией.

– Благодаря занятиям на тренажёрах обучающиеся получают детальное представление о том, что и в какой последовательности должен выполнять машинист. Но следует признать: полностью заменить локомотив тренажёр не может. Как бы ни старались разработчики воспроизвести в тренажёрной капсуле атмосферу кабины реального локомотива, в настоящем тепловозе всё воспринимается несколько иначе, – отметил заместитель начальника Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций Юрий Ноздряков.

Полигон на базе станции Кокурино позволяет будущим машинистам закрепить практические навыки на действующей железнодорожной инфраструктуре. Участникам предлагается подготовить локомотив к работе, привести его в движение и остановиться у заданного места, соблюсти регламент взаимодействия с дежурным по станции и осуществить смену кабины управления. Успешность выполнения заданий оценивается по чек-листам.

– Внедряемая модель подготовки специалистов позволяет получить положительный эффект за счёт переноса процесса отработки профессиональных навыков с тренажёров на реальные объекты в специально сформированной производственной среде. Важно отметить, что на полигоне созданы безопасные условия для обучения персонала действиям в нестандартных ситуациях. Мы имеем возможность проводить занятия без рисков, связанных с нарушением технологического процесса, – подчеркнул Юрий Сергеевич.

На полигоне в Кокурино обучающимся для выполнения задания предоставляется несколько попыток. Положительная динамика от раза к разу наблюдается у всех практикантов. Наивысший рост успешности второй попытки показали бригадиры железнодорожного пути: если с первой с заданиями справились чуть более половины, то со второй – уже 89%. Схожая динамика отмечалась и среди контролёров состояния железнодорожного пути. Разобрав ошибки, допущенные при первом подходе, при втором контролёры улучшили показатель успешности выполнения задания на 35%. 

Качество решения практических задач в ходе отработки навыков на полигоне станции Кокурино возросло и у составителей поездов – с 63 до 80%. У представителей тягового хозяйства – машинистов тепловоза и электровоза – прирост показателя успешности выполнения был зафиксирован на уровне 10%. Это меньше, чем у путейцев, однако машинисты изначально задали высокую планку. Так, если с первой попытки справиться с заданием без замечаний смогли четверо из пяти локомотивщиков, то со второй – уже девять из десяти.

– В среднем рост успешности выполнения упражнения при втором подходе по всем профессиям составил 22%. Это свидетельствует о том, что внедряемый нами метод обучения представителей рабочих профессий эффективен. Мы продолжим развиваться в этом направлении, – сообщил Юрий Ноздряков.

В будущем году перечень специальностей, по которым будет вестись подготовка на полигоне в Кокурино, расширится. К представителям пяти вышеупомянутых профессий присоединятся машинисты крана восстановительного поезда. На занятиях они смогут отработать подготовку крана к работе, подъём стрелы, перемещение груза с платформы на грунт. Планируется, что в общей сложности в Кокурино в 2019-м пройдут подготовку более 290 человек.

– Безусловно, при реализации данного проекта что-то будет изменяться, дополняться. Жизнь не стоит на месте и требует постоянного внесения коррективов. Однако что вне всяких сомнений сохранится, так это практико-ориентированный подход к обучению будущих железнодорожников, – подчеркнул Юрий Ноздряков.

Глеб Хрусталёв