12 декабря 2018 08:45
фото: Борис Шехтман

Дорога выбирает нас

Татьяна Афанасьева стала почётным работником Приволжской магистрали

Вся трудовая биография астраханской железнодорожницы связана с одной станцией – Аксарайская-2. И даже трагический случай с крушением электрички не изменил однажды принятого Татьяной Афанасьевой решения.
Родом наша героиня из Казахстана. В её семье не было железнодорожников. Родители трудились на заводе.  

– Во времена Советского Союза не существовало географических рамок. Мой выбор пал на волжский город Куйбышев, нынешнюю Самару, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Я любила химию и собиралась поступать в политехнический институт на химика-технолога. Но в одном вагоне со мной ехала школьная подружка. Она убедила меня подать документы в железнодорожный вуз.

Спонтанный поступок предопределил дальнейшую судьбу Тани. Она стала технологом, но только не в химической промышленности, а на стальной магистрали. 

– Учиться в Куйбышевском институте инженеров железнодорожного транспорта было интересно, – говорит собеседница. – Практику отрабатывали проводниками: объездили полстраны. Побывали в Средней Азии, в Крыму, Москве. 

По окончании вуза в 1986 году Татьяну распределили на Аксарайскую. Кад-ровики наперебой рассказывали о перспективах строящейся станции. Однако путешествие в раскалённом августовским зноем плацкартном вагоне по Астраханской области развеяло девичьи иллюзии. 

– После мягкого климата Среднего Поволжья и зелёных лесов я была шокирована жарой и пустынным пейзажем, – вспоминает Татьяна Николаевна. 

Институтская подруга, которая немногим раньше обосновалась в Астрахани, помогла Тане адаптироваться. Обустроили комнату в железнодорожном общежитии, познакомилась с коллегами. Татьяна стала стажироваться в должности дежурного по станции. Наставницей была опытный специалист Раиса Рябинина. 

– Аксарайскую возглавлял почётный железнодорожник Михаил Попов, – продолжает собеседница. – Работа ДСП живая, интересная. На моих глазах строилась Аксарайская-2. Сначала она была объединённой с «первой». Однако в дальнейшем стала самостоятельным структурным подразделением. 

Молодой железнодорожнице дали квартиру на «второй» Астрахани. Дочь Ирина росла самостоятельным ребёнком, ведь нашей героине приходилось трудиться в смену. Помогали присматривать за малышкой друзья по институту, жившие по соседству.  

В ответственной и грамотной сотруднице руководство станции быстро разглядело потенциал. Михаил Попов настоял, чтобы Татьяна перешла на должность инженера-технолога. 

Татьяна Афанасьева трудится на Аксарайской-2 со дня её основания. С тех пор прошло почти тридцать лет. Станция развивалась: удлиняли и перестраивали станционные пути, электрифицировали участок Кутум – Аксарайская-2, стали собирать и отправлять поезда повышенной массы и длины. Вспоминая отработанные на стальной магистрали годы, железнодорожница иногда грустит, что приходится больше взаимодействовать с документами, а не с людьми.  

– Татьяна Николаевна – настоящий профессионал и знаток своего дела, – считает начальник станции Аксарайская-2 Михаил Смотров. – Она ответственная, требовательная и к себе, и к другим.

– Говорят, на работе мама строгая, – отмечает дочь Ирина. – В кругу семьи она сдержанная, мягкая, больше любит молчать. А ещё нереально вкусно готовит. Причём к этому процессу всегда подходит творчески. Часто экспериментирует с рецептами. Кулинарный талант передался от её мамы Марии. 

О скромности Татьяны Афанасьевой красноречиво свидетельствует один факт. О том, что 25 октября этого года ей присвоили звание «Почётный работник Приволжской железной дороги», дочь Ирина узнала только из разговора с корреспондентом дорожной газеты. 

В трудовой биографии нашей героини есть и чёрные страницы. Восемь лет назад 9 февраля 2010 года на переезде без дежурного работника на станции Дельта произошло столкновение пригородного поезда с автомашиной «Жигули». В вечерней электричке ехали домой газовики и железнодорожники. Трое погибших, 16 пострадавших, пять из них – в тяжёлом состоянии. Среди них и Татьяна Афанасьева.

– Мама 21 день пролежала в коме. У неё был сложный перелом ноги. Страшнее той неопределённости, когда врачи не делают никаких прогнозов, нет ничего, – с горечью вспоминает дочь. – Почти год мама провела на больничном.

Сегодня наша героиня, следуя многолетней привычке, ежедневно встаёт в пять утра и спешит на пригородный поезд, который доставляет её на родную станцию. 

– Сейчас здоровье в порядке, всё забылось, как страшный сон. Впрочем, после трагедии и в мыслях не было перевестись на другую станцию, – признаётся железнодорожница. 

Дочь Ирина на стальную магистраль не пошла. А вот внук проявляет к железной дороге неподдельный интерес. 

– Богдану очень нравится кататься в парке аттракционов на паровозике, а когда впервые проехал со мной на электричке – восторгам не было предела, – с улыбкой рассказывает Татьяна Николаевна. – Просит меня: «Спой про «ту-ту». Песенка «Голубой вагон» – наша любимая.

Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30