20 ноября 2018 01:16
фото: Владимир Кожунков

Сохранить себя в профессии

Ольга Елашова, заместитель начальника Приволжской дирекции здравоохранения

Елашова.jpg

– Ольга Николаевна, какие профзаболевания у сотрудников стальной магистрали выявляются чаще всего? 

– Работники железнодорожного транспорта подвержены воздействию вредных и опасных производственных факторов. Их перечень определяется по результатам специальной оценки условий труда. Здесь и высокие или низкие температуры, и запылённость рабочих мест. Однако самые распространённые – это производственная вибрация, провоцирующая развитие заболеваний позвоночника и осложняющая течение имеющегося остеохондроза, а также шум. Из-за него развивается нейросенсорная тугоухость. 

Профзаболеваниям наиболее подвержены работники локомотивных бригад – сказывается изношенность локомотивного парка. Однако в последние 5–7 лет стали появляться современные тепловозы со звукоизолирующими кабинами, виброзащитными креслами. 

– По истечении какого времени болезни дают о себе знать? 

– В зависимости от выраженности и длительности воздействия вредных производственных факторов патология может развиваться быстрее или медленнее, в среднем – 20–25 лет. Влияет и то, насколько работодатель ответственен в вопросах профилактики. Имеется в виду обеспечение нормальных условий труда на рабочих местах. 

Риск развития профзаболеваний выше у тех, кто трудится на старых локомотивах – без виброзащиты и обязательных средств защиты органов слуха. Немалую роль играет и микроклимат в кабине. Есть локомотивы, не оснащённые кондиционерами. Летом машинист и помощник вынуждены ехать с открытыми окнами. Неудивительно, что у обоих развивается отит. 

ОАО «РЖД» прикладывает немало усилий, выделяет средства для улучшения условий труда локомотивщиков. Медицина тоже не стоит в стороне. В соответствии с действующим приказом Минздрава № 302 все работники, деятельность которых связана с воздействием вредных или опасных производственных факторов, периодически проходят медосмотры. Цеховой врач направляет работодателю заключительный акт, где указывает информацию о не прошедших медосмотр из-за отпуска, увольнения и других организационных моментов. А также о тех, кто нуждается в санаторно-курортном лечении или специальном питании. 

На Приволжской магистрали с 2002 года действуют центры восстановительного лечения и реабилитации для представителей ведущих железнодорожных профессий. В них несколько раз в год можно пройти реабилитационную программу без отрыва от производства. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных в процессе выполнения трудовых обязанностей функций. Здесь и водолечение, и электролечение, и массажи, и психологическая коррекция. Это не требует госпитализации и выдачи листа нетрудоспособности. Если работник заинтересован в сохранении здоровья, регулярные курсы профилактики позволят отсрочить прогрессирование заболевания на многие годы. 

По опыту знаем, что больные остеохондрозом, которые проходят реабилитационную программу хотя бы раз в год, в семь раз меньше оформляют больничные листы. Страдающие артериальной гипертензией – в 11 раз реже отстраняются от рейса по причине повышенного артериального давления. А работники с начальными проявлениями нейросенсорной тугоухости – на 5–7 лет дольше остаются в профессии. 

Сегодня мы имеем достаточно механизмов влияния на профзаболевания. Однако, если в 2002-м число работников локомотивных бригад, которые проходили курсы профилактического лечения, составляло порядка 3 тыс. человек, то за 9 месяцев 2018-го их всего 900. Это свидетельствует о низкой мотивации железнодорожников в деле сохранения здоровья и продления трудового потенциала.  

– Какие заболевания препятствуют работе на железнодорожном транспорте? 

– Есть две категории перечня. Первый утверждён приказом Минздрава № 796, второй – приказом № 302. В них входят почти все известные медицине заболевания, но только при определённой степени выраженности. Они регулярно пересматриваются. 

Основная причина профнепригодности для железнодорожников – болезни сердечно-сосудистой системы. Анализ показателей за последние 10 лет говорит о том, что число инфарктов и инсультов уменьшается. Зато все чаще среди болезней кровообращения проявляются нарушения сердечного ритма. Они нередко обнаруживаются при дополнительном обследовании. 

На втором месте – остеохондрозы. После оперативного вмешательства, показанного при лечении, или при высокой степени выраженности симптомов заболевания человек не допускается до работы в условиях вредного производства, чтобы не провоцировать развитие осложнений. 

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31