15 ноября 2018 15:28
фото: Глеб Хрусталёв

Осознанный выбор

В саратовском лицее-интернате № 6 ОАО «РЖД» состоялся семинар «От классов РЖД до гарантированного трудоустройства». В формате круглого стола участники обсудили пути развития успешного взаимодействия между школами, техникумами, вузами и холдингом.
В начале мероприятия собравшиеся прошли анонимный письменный блиц-опрос. Надо было описать портрет сотрудника ОАО «РЖД», перечислить наиболее востребованные в компании профессии, а также оценить, насколько престижно работать на железной дороге. Ранее на те же вопросы ответили старшеклассники лицея. Большинство из них решили, что для железнодорожника характерны умение чётко формулировать мысли, представительный вид, честность, доброта и отзывчивость. Не менее важны, по мнению подростков, выносливость и умение действовать в нестандартных ситуациях. Несколько ребят в продемонстрированных видеоинтервью сказали, что хотят стать машинистами. Опрошенные ученицы выразили намерение работать проводниками.

– Важно, что мы говорим о роли машинистов, проводников, но на этом нельзя зацикливаться. В Школе управления «Сколково» был разработан атлас профессий, которые появятся на рынке труда в обозримом будущем. А многие ребята даже не подозревают о его существовании, – посетовала модератор встречи, заведующая кафедрой управления развитием образования Саратовского областного института развития образования Кадрия Зайнетдинова.

Представленный участникам семинара перечень специальностей, которые окажутся востребованы в ближайшее время, обширен. Среди новых профессий – проектировщик композитных конструкций для транспортных средств, инженер по безопасности транспортной сети, оператор кросс-логистики, проектировщик интермодальных транспортных узлов, архитектор интеллектуальных систем управления.

– Мир стремительно меняется, но традиционные профессии пока что остаются. И ребёнку нужно показывать, как можно развиваться в их рамках, – подчеркнула директор лицея-интерната № 6 ОАО «РЖД» Наталия Шереметьева.

Айман Факушина, социальный педагог лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД» в Красном Куте, рассказала о направлениях профориентационной работы в малых городах.

– Мы регулярно устраиваем экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта, проводим встречи с сотрудниками магистрали. Ребята с удовольствием участвуют в сетевых творческих конкурсах, представляют научно-исследовательские проекты, – отметила Айман Зинулловна.

Выступление директора филиала СамГУПС в Саратове Лилии Чириковой было посвящено кластерному подходу в образовании и профориентации.

– Дети приходят к нам не только чтобы получить ту или иную профессию. У них широкий круг интересов. Одних привлекают занятия в танцевальных, вокальных и инструментальных творческих коллективах. Других – участие в работе политклуба. Третьи ждут возможности отправиться в экспедицию в составе поискового отряда. И мы стремимся к тому, чтобы все ребята могли найти в стенах техникума занятие по душе, – пояснила Лилия Ивановна. 

В ходе круглого стола участники мероприятия узнали о том, что в школе-интернате № 8 ОАО «РЖД» города Астрахани реализуется практикоориентированный проект «Сто дорог – одна твоя».

– К девятому классу у школьников наступает ответственность за свой выбор. Мы проводим углублённое тестирование, на основе которого составляем профессиограммы. В них определяются сферы деятельности, где ребята смогут добиться наибольшего успеха, – рассказала педагог-психолог школы-интерната № 8 ОАО «РЖД» Светлана Михалаке.

Профориентационная модель, созданная в школе-интернате № 7 ОАО «РЖД» города Волгограда, охватывает всех воспитанников учебного заведения. В начальных классах малыши знакомятся с железнодорожными профессиями. Ученикам средних педагоги помогают сформировать профессиональное самосознание. У старшеклассников сотрудники образовательного учреждения развивают ключевые компетенции.

– Модель реализуется через различные виды деятельности: урочные, внеурочные, индивидуальные занятия. Это способствует осознанному самоопределению учащихся для последующего приобретения железнодорожных профессий, – отметила  воспитатель школы-интерната № 7 ОАО «РЖД» Людмила Несутулова.

По итогам семинара будет подготовлена резолюция с предложениями по улучшению системы профориентации. 

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31